Скороговорки и чистоговорки про зиму

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Учебный процесс

Итак, малыш научился правильно дышать, а его лицевые мышцы натренированы, теперь можно приступать и к изучению чистоговорок. Добиться наибольшего эффекта помогут следующие рекомендации:

  1. Нужно запастись терпением. Это главное. Рекомендуется постараться воспринимать занятия как игру и способ провести время вместе. Не нужно ждать быстрого успеха, следует помнить, что чистоговорки только кажутся простыми. Для малыша они требуют довольно серьезных усилий, и, скорее всего, первое время у него будет плохо получаться. Не следует раздражаться и повышать голос, чем спокойнее будут чувствовать себя родители в процессе занятий, тем легче ребенку будет учиться. Все обязательно получится, просто нужно дать маленькому человеку время.
  2. Требуются регулярные занятия. Следует постараться не делать больших перерывов между уроками, ведь для любого навыка необходима регулярность. Чистоговоркам стоит уделять хотя бы десять минут в день. Если нет возможности организовать специальное время, то стоит проговаривать упражнения по пути в детский садик, школу, к врачу. Это поможет занять ребенка в ожидании и одновременно будет работать на его развитие.
  3. Нагрузки должны распределяться. Детям может быть тяжело концентрироваться длительное время. Если родитель видит, что малыш устал или заскучал, рекомендуется сделать паузу, следует дать ребенку отвлечься и отдохнуть. Занятие можно продолжить через несколько часов.
  4. Уровень сложности. Следует повышать сложность чистоговорок постепенно. Начинать нужно с самых простых, они должны медленно проговариваться. Если ребенок хорошо справляется, не проглатывает звуки, не путает слова и произносит фразу выразительно, можно повышать скорость. После того как малыш сможет произнести четко и выразительно простую чистоговорку в быстром темпе, можно переходить к более сложным.
  5. Не нужно скупиться на похвалу. Сложно переоценить значение положительного закрепления в обучении. Стоит замечать успехи малыша, обязательно отмечать их похвалой, и он будет с удовольствием стремиться к новым свершениям. Если не выходит сделать все правильно, не нужно огорчатся и разочаровываться: на все нужно время. Ни в коем случае не стоит сердиться на ребенка за неудачи, это подорвет его интерес к занятиям и получению знаний в принципе.
  6. Требуется общение. У ребенка могут быть затруднения с речью просто оттого, что он не чувствует необходимости разговаривать. Для удовлетворения базовых потребностей достаточно десятка слов, тогда как в общении на разные темы задействуется не в пример больше. Родители должны находить время для разговоров с малышом, интересоваться его мыслями и чувствами. Тогда появится мощная мотивация говорить как можно более доступно.
  7. Следование инструкциям специалиста. Если ребенок занимается с логопедом, то при домашних занятиях родители обязательно должны следовать рекомендациям доктора. Есть большая вероятность, что, если домашние упражнения пойдут вразрез со стратегией работы логопеда, то общий прогресс ребенка сойдет на нет. Рекомендуется проконсультироваться с врачом, как лучше заниматься дома, тогда ребенок начнет демонстрировать отличные результаты.

Чистоговорки для малышей

***

Лы-Лу-Ла
Лы-лы-лы – забивали мы голы,Лу-лу-лу – возле окон на полу,Ла-ла-ла – не заметили стекла.Лу-лу-лу – мы не били по стеклу,Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

***

Ба-Бо-Бы
Ба-ба-ба – бежит кабан.Ба-ба-ба – во дворе избаБа-ба-ба – на крыше труба.Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе.Би-би-би – сидят под крышей голуби.Бо-бо-бо – большой забор.Бу-бу-бу – взяли мы трубу.Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу!Бу-бы-ба – из окна торчит труба.Бы-бы-бы – в лесу грибы.Бы-бы-бы – за двором дубы.Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.Бы-бы-бы – на пеньке грибы.Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы.Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

***

Да-Де-Ди
Да-да-да – буду строить города.Да-да-да – в колодце вода.Да-да-да – горяча вода.Да-да-да – пойду сюда.Да-да-да – у меня вода.Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда!Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода!Де-де-де – ведра мои где?Де-де-де – птенцы в гнезде.Де-де-де – я не знаю где.Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где?Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде!Ди-ди-ди – птенцов не буди.Ди-ди-ди – спокойно посиди.Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи!Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи!До-до-до – над колодцем гнездо.До-до-до – там на дереве гнездо.Ду-до-да – гудят провода.Ду-ду-ду – в зоопарк иду.Ду-ду-ду – ведра я найду.Ду-ду-ду – домой пойду.Ду-ду-ду – за водой пойду.Ду-ду-ду – спать я не пойду.Ду-ду-ду – я по лугу иду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду.Ды-ды-ды – на снегу следы.Ды-ды-ды – нет воды.Ды-ды-ды – попей воды.Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!

***

Зе-Зи-Зя
Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе.Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.Зе-зе-зе – травку дали мы козе.Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!Зи-зи-зи – резину привези.Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези!Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези.Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.Зя-зя-зя – мы видели язя.Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

***

Ал-Ил-Ол
Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.Ал-ал-ал – темный подвал.Алка-алка – у Володи палка.Ил-ил-ил – в барабан я бил.Ил-ил-ил – я полы помыл.Илка-илка – у Володи вилка.Ла-ла-ла – Маша папе помогла.Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?Ла-ла-ла – лопата и пила.Ла-ла-ла – мама клещи принесла.Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.Ла-ла-ла – наша Маша весела.Ла-ла-ла – не забьете мне гола.Ла-ла-ла – отвесная скала.Ла-ла-ла – я малинник нашла.Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.Ло-ло-ло – стало в комнате светло.Ло-ло-ло – у меня весло.Лу-лу-лу – дочка принесла пилу.Лу-лу-лу – заведу юлу.Лу-лу-лу – купили пилу.Лу-лу-лу – обойдем скалу.Лу-лу-лу – папа насорил в углу.Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.Лы-лы-лы – в доме новые котлы.Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.Лы-лы-лы – сели слева от скалы.Олка-олка – у Володи иголка.Ол-ол-ол – вымыли пол.Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол.Улка-улка – у Володи булка.Ул-ул-ул – ветерок подул.Ул-ул-ул – зимний лес уснул.Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.

Польза чистоговорок:

  • Чистоговорки со звуком «С» построены таким образом, чтобы позиция звука в слогах, сочеталась с позицией звука «С» в словах.
  • Эти упражнения помогут вашему малышу также развивать словотворчество, т.к. можно придумывать и свои окончания чистоговорок.
  • Для того, чтобы материал был интересен и понятен детям он представлен в виде картинок, моделей и слогов. Детям постарше можно предлагать самостоятельно читать слоги или повторять за взрослым. А вот с картинками малыши справятся и самостоятельно или с небольшими подсказками.
  • Автоматизация звука «С» в чистоговорках будет полезна и тем, что поможет познакомить детей с предлогами (при помощи моделей), а также разовьет ассоциативное мышление.
  • Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.
  • Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Модели предлогов:

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков вы найдете по выделенной .

У нас на сайте вы можете скачать, распечатать и использовать дидактический материал для своих занятий. А можно заниматься прямо у нас на страничке.

ПОМНИТЕ! Говорить нужно неспеша, четко проговаривая необходимые звуки.

Автоматизация звука   в
чистоговорках

  • СА – СА – СА   длинная коса;
  • СА – СА – СА  хитрая лиса;
  • СА – СА – СА   вот летит оса;

  • СА – СА – СА   укусила в нос оса;
  • СЫ – СЫ – СЫ   у дедушки усы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   лисёнок у лисы;

  • СЫ – СЫ – СЫ   хвост красивый у лисы;
  • СЫ – СЫ – СЫ  новые весы;
  • СЫ – СЫ – СЫ   заведи часы;

  • СЫ – СЫ – СЫ  не боюсь я злой осы;
  • СУ – СУ – СУ   воду я несу;
  • СУ – СУ – СУ   дом стоит в лесу;

  • СУ – СУ – СУ  я осу в руке несу;
  • СО – СО – СО   у Сони колесо;
  • СО – СО – СО   стал мой нос, как колесо;

Чистоговорки на слог АС

  • АС – АС – АС  дети  входят в класс;
  • АС – АС – АС  дети пили квас;
  • АС – АС – АС  свет у нас погас;

  • АС – АС – АС  я корову пас;
  • АС – АС – АС  вкусный ананас;
  • ОС – ОС – ОС  на поляне много коз;

  • ОС – ОС – ОС  я несу поднос;
  • УС – УС – УС  я несу арбуз;
  • УС – УС – УС  у Сони много бус;

  • ЕС – ЕС – ЕС  автобус едет в лес;
  • ИС – ИС – ИС  на суку Борис повис;

  • АСЫ – АСЫ – АСЫ – это ананасы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  на столе подносы;
  • ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ  заплетали косы;

  • УСЫ – УСЫ – УСЫ подарим маме бусы;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ наш Борис танкист;
  • ИСТ – ИСТ – ИСТ вот зелёный лист;

  • ОСТ – ОСТ – ОСТ  у Васьки длинный хвост;
  • АСТА – АСТА – АСТА вот зубная паста;
  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони маска;

  • АСКА – АСКА – АСКА у Сони коляска;
  • АСКИ – АСКИ – АСКИ мы купили маски;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе записка;

  • ИСКА – ИСКА – ИСКА спит киска;
  • ИСКА – ИСКА – ИСКА на столе редиска;
  • ИСКУ – ИСКУ – ИСКУ мы купили миску;

  • ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ мы носили доски;
  • ИСТО – ИСТО – ИСТО посуду мыли чисто;
  • УСТА – УСТА – УСТА  вкусная капуста;

  • УСТО – УСТО – УСТО в огороде пусто;
  • ЭСТО – ЭСТО – ЭСТО мы месили тесто;
  • ОСКА – ОСКА – ОСКА высокая берёзка;

ОСНЫ – ОСНЫ – ОСНЫ у скалы сосны;

Чистоговорки на слог СТЫ

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ длинные хвосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ строили мосты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ зелёные листы;

  • СТЫ – СТЫ – СТЫ  улетели аисты;
  • СТЫ – СТЫ – СТЫ мяч летит в кусты;
  • СТА – СТА – СТА  У Сони два листа;

  • СТА – СТА – СТА стояли у моста;
  • СТА – СТА – СТА мы видели аиста;
  • СТА – СТА – СТА сели на места;

  • СТУ – СТУ – СТУ стояли на мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ едем по мосту;
  • СТУ – СТУ – СТУ солдаты на посту;

  • СКИ – СКИ – СКИ новые носки;
  • СКА – СКА – СКА длинная доска;
  • СКУ – СКУ – СКУ мы несли доску;

  • СНЫ – СНЫ – СНЫ стояли две сосны;
  • СНА – СНА – СНА  на улице весна;

Звук «С» в чистоговорках — это следующий этап автоматизации. Звук «С» поставлен, автоматизирован изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях? Тогда самое время приступить к автоматизации звука «С» в чистоговорках.

Автоматизация звука «С» в чистоговорках при помощи наглядности поможет родителям и педагогам ввести звук «С» в активную речь ребенка.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Автоматизация шипящих звуков
  4. Дифференциация звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Осенние пальчиковые игры

Осень

Ветер северный подул: «С-с-с-с» (дуем)
Все листочки с веток сдул…(пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)
Град по ним заколотил (щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)
Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)
Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперед-  назад)
Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую).

Собираем листочки

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («шагаем» по столу средним и указательным пальцем).

Золотая осень

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.

Вышли пальчики гулять

Вышли пальчики гулять (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать (собираем листики в ручку)
Красный листик,
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)
Сколько листиков собрали.
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем «фонарики»).

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелетные птицы на юг улетели (машем ручками, как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе (разводим руками перед собой).

Ходит осень в нашем парке

Ходит осень в нашем парке (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди).

Осенние листья

Листья осенние тихо кружатся
Листья осенние тихо кружатся (плавные движения кистями рук слева направо).
Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят (трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем).

Ежик

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки.
Сжимаем одной рукой каждый палец другой руки.
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает (растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)
Зайке беленькому (отгибаем мизинчик),
Волчку серенькому (отгибаем безымянный палец)
Рыжей лисичке (отгибаем средний палец),
Белочке-сестричке (отгибаем указательный палец),
А медведю-мишке ежик дарит шишки (отгибаем большой палец).

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Чем полезны скороговорки для детей и взрослых?

Давайте разбираться, зачем вообще нужны скороговорки. Скороговорки помогают людям научится чётко и красиво говорить, а так же способствуют улучшению дикции и памяти.  Скороговорки развивают речевой аппарат, делая его более подвижным, при этом речь становится очень выразительной. Ещё скороговорки учат “не съедать” окончания слов, а выговаривать их правильно. Скороговорки и чистоговорки при регулярном произношении помогают отработать красивую речь. Логопеды рекомендуют больше времени уделять тем скороговоркам, в которых есть звуки вызывающие затруднения в произношении, выговаривать скороговорки с изменением громкости и темпа речи. Скороговорки используют профессиональные дикторы, ораторы, киноактёры, ведущие и т. д. Скороговорки полезны всем без исключения – тем, кто хочет добиться красивого произношения и даже тем людям, у кого с речью всё в порядке.

Итак, предлагаем к вашему просмотру 20 лучших скороговорок и чистоговорок про зиму:

Ах, какой ты злой мороз!

На морозе мёрзнет нос!

Но не страшен мне мороз –

Варежкой закрою нос!

И пусть злится злой мороз,

Что я спрятала свой нос!

У Вари на бульваре

Варежки пропали.

Воротилась варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Шуба, шапка, шарф и шляпа –

Это всё в шкафу у папы.

А в шкафу у мамы есть

Шляп, наверное, штук шесть.

Шапка да шубка,

Вот и наш Мишутка!

Зимою шубка не шутка.

Сколько снегу намело!

Стало всё светлым светло!

Сосны снежные стоят,

Словно в сказке лес и сад!

Сыплет, сыплет снег с небес,

Спит под снегом зимний лес.

Сонный сад в снегу стоит,

Сад под снегом тоже спит.

Зимним вечером рисует

Зина зимнюю картину:

Белый снег и три берёзы –

Зябко стало от мороза.

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

Зима была белым-бела.

Платок из снега соткала.

А город спал, во сне зевнул,

Платок на плечи натянул.

Всё бело, ой, всё бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонка лёгкий след,

На берёзке бел берет,

И рощице ольховой

Белым-бел платок пуховый.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц – тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была!

Добрый Дедушка Мороз

Подарков воз зимой привёз.

В декабре метели пели,

Прилетели свиристели.

На рябине ночевали,

Всю её переклевали,

А за ними – снегири,

Тридцать три и тридцать три.

Дверь тихонько отвори –

Вот их сколько – посмотри!

Вечереет. На заре

Снова птицы на дворе.

Залетай поскорей –

С вами зимы веселей!

От-от, от-от на пороге новый год

Арь-арь, арь-арь нужен новый календарь

Арь-арь, арь-арь, а в окне уже январь.

Календарик отрывной

Мы повесили с тобой.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок! Сеньку с – ног, Саньку – в бок, Соньку в – лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Вёз на горку Саня за собою сани,

Ехал с горки Саня, а на Сане – сани.

Зимой поле белое

Промёрзло заледенелое.

Замороженное мороженое в мороз такое мороженое,

Что после него ещё не отмороженное

Становится как отмороженное.

А раз мороженое внутри,

То оно – размороженное.

На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до снеговиковых деток.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща — в дождь я мокну без плаща. Щу-щу-щу-щу — зонтик я себе ищу. Ще-ще-ще-ще — буду я ходить в плаще. Щё-щё-щё-щё — и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — будем мы готовить борщ. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — нету свеклы для борща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — приготовим лучше щи. Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я капусту поищу. Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — не клади в кастрюлю хвощ! Щу-щу-щу, щу-щу-щу — я морковку поищу. Ща-ща-ща, ща-ща-ща — брат принес домой леща. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки, Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. — Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Удачи вам в звукопроизношении!

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

Значение чистоговорок для ребенка

По статистике, сейчас каждый четвертый ребенок имеет проблемы с речевым развитием. А логопеды с сожалением констатируют: с каждым годом детей с проблемами речи становится все больше. А ведь трудности с речью не только мешают общаться с окружающими, но и не дают развиваться образному мышлению и тормозят творческий потенциал. Не говоря уже о том, что малыш не может доступно выразить свои мысли и желания.

Конечно, чтобы помочь маленькому человеку правильно заговорить, лучше всего обратиться к специалисту. Однако домашние занятия с родителями тоже чрезвычайно важны. Именно упражнения на чистоговорки считаются самыми доступными и эффективными для домашних занятий. Они не только помогают в преодолении речевых проблем у ребенка, но и увеличивают его словарный запас, тренируют извлечение звуков и могут стать прекрасной игрой, за которой дети и взрослые отлично проведут время вместе.

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл

Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Разговорные навыки у дошкольников

Подбирая чистоговорки для детей 4−5 лет, нужно помнить, что им требуется постепенно готовиться к школе. Кроме того, ребенок обладает большим словарным запасом и значительными речевыми навыками, особенно если с ним занимались и раньше. Уже можно брать сложные чистоговорки, только обязательно поясняя значение незнакомых слов. Замечательно подойдут смешные чистоговорки, вроде такой: тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Для дошкольника или первоклашки хорошая речь будет большим подспорьем как в успеваемости по предметам, так и в общении со сверстниками. А если подыскать скороговорки на иностранном языке, то это очень поможет ребенку в изучении, например, английского. Сопоставляя слова скороговорки и её перевода, школьник будет быстро осваивать новую лексику.

Вариантами чистоговорок для детей 6−7 лет являются следующие:

  • A sailor went to sea. To see what he could see. And all he could see. Was sea, sea, sea.
  • Вышел матрос в море. Посмотреть, что он сможет увидеть. И все, что он смог увидеть. Было море, море, море.

Приблизительно во втором классе ребенку прекрасно будут даваться скороговорки для взрослых. Конечно, лучше выбирать смешные или очень образные варианты, например: Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Рекомендуется ребенку в этом возрасте читать вслух. Родители должны стараться подбирать увлекательные книги, подходящие по возрасту, и обязательно обсуждать с ребенком прочитанное. Так, родители не только научат школьника связно выражать свои мысли, но еще и укрепят с ним эмоциональную связь. Так что чистоговорки для детей 3-4 лет и старше не только помогают развить дикцию, но и улучшают семейный климат.

Чистоговорки на звук «т»

Звук «т» появляется в детской речи в раннем возрасте. А если имеются искажения в его произношении, коррекцию проводят в 3 года.

Чистоговорки для отработки «т» в прямых слогах:

  • ТА-ТА-ТА – Мы везем кота;
  • ТА-ТА-ТА – У нас в доме чистота;
  • ТО-ТО-ТО – Красивое пальто;
  • ТО-ТО-ТО – Играли мы в лото;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Молока дадим коту;
  • ТУ-ТУ-ТУ – Поиграли мы в лапту;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Замяукали коты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – У Кати белые банты;
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ – Поливаем мы цветы.

Чистоговорки для автоматизации «т» в обратных слогах:

  • АТ-АТ-АТ – Мне купили самокат;
  • АТЬ-АТЬ-АТЬ – Дети пошли гулять;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Замяукал серый кот;
  • ОТ-ОТ-ОТ – Пролетел самолет;
  • ЮТ-ЮТ-ЮТ – Создаем уют;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Весной птица прилетит;
  • ИТ-ИТ-ИТ – Каша на плите кипит;
  • ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ – Наша кошка хочет пить.

Предложенные чистоговорки помогут закрепить правильное произношение звука «т» в слогах и словах. После автоматизации будет легко закрепить «д» и повторять чистоговорки уже с этим звуком.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки

Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.

Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу

Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.

Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.

Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.

Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.

Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей

Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector