Буллинг. как понять, что вашего ребенка травят в школе и что делать

Содержание:

Механизм травли и группы риска

Это может быть интересно


Антисемитизм советский математический

Травля — это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-то в условиях неравенства силы и власти. Она работает механизмом выстраивания системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределённости, то образование полюсов «агрессор — жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусами, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

Ребёнок, который оказывается в роли жертвы — как правило, тот, кто по каким-то причинам более уязвим психологически, чем другие. Эта уязвимость может быть связана с отличием ребенка от большинства по внешнему виду, этнической принадлежности, состоянию здоровья и так далее. Однако то, что ребёнок оказался в классе самым высоким (черноглазым, начитанным, физически слабым и так далее) совершенно не обязательно приведёт к тому, что его будут преследовать одноклассники.

Важнее то, как ребёнок реагирует на агрессию в адрес себя: если у него сложности с самоконтролем, он легко впадает в ярость или в слёзы, не чувствует иронии и не может спокойно ответить на нападки, то вероятность того, что его будут обижать, возрастает.

Кроме того, сложные жизненные ситуации (например, развод родителей или переезд в другой город), которые травмируют ребёнка и оттягивают на себя его эмоциональные силы, делают его более уязвимым к агрессии в школе. В этом случае у него может не хватать ресурсов для совладания с негативным поведением одноклассников и выстраиванием с ними конструктивных отношений.

Существует миф о том, что есть дети, которых обязательно будут травить, где бы они не учились. Это не так: всё зависит не только от того, как ведет себя конкретный ребёнок, и насколько он готов вступать в доброжелательные коммуникации, но и в значительной мере от того, какой тип отношений принят в группе, какие способы поведения поддерживаются и транслируются взрослыми.

По направлению к суду

Если вы планируете обращаться в суд, то лучше нанять юриста, чтобы не разбираться самостоятельно во всех тонкостях закона. Не забывайте сохранять чеки, которые подтверждают ваши затраты. Посетили психолога/психиатра — взяли чек, сохранили его. Купили выписанные лекарства — тоже сохранили чек.

Юристы, репетиторы (если ребенок из-за травли пропускает школу), восстановление испорченного имущества — все стоит денег.

Если есть доказательная база, справка от специалиста, чеки, то подавайте в суд. Вы можете требовать возмещение морального вреда. Скорее всего, родители детей, которые обижают вашего ребенка, постараются не довести дело до суда, ведь им это тоже «влетит в копеечку».

Травят бедных и странных

В исследовании ВШЭ приняли участие около 1,5 тыс подростков-старшеклассников и учащихся 1–2-го курсов вузов, средний возраст респондентов 16 лет, соотношение парней и девушек примерно 50 на 50. Инициаторами физической травли чаще выступают мальчики, а девочки — свидетелями социальной агрессии.

Исследование выявило типичные характеристики семей, выходцы из которых чаще становятся жертвами издевательств. Это семьи с низким уровнем финансовых доходов, семьи, где работает только мать и где у родителей нет высшего образования. Статистически оказалось, что страдающие от нападок сверстников хуже успевают по математике и русскому языку.

bulling1

Инициаторы нападок чувствуют безопасность в стенах школы

Фото: Depositphotos/Syda_Productions

Исследователи выявили связь между оценками затравленного подростка и микроклиматом в школе. Чем больше над человеком издеваются сверстники, тем больше он недоволен… отношением учителя к ученикам. Не исключено, что свое некомфортное и небезопасное положение они связывают в том числе и с недоработкой педагогов.

«Система внутришкольных правил не воспринимается им как прозрачная, обязательная к исполнению, учителя воспринимаются как не готовые помочь, не стремящиеся хвалить и поддерживать», — говорится в сопроводительной новости на сайте вуза. Буллеры, инициаторы нападок, напротив, оценивают свою безопасность в стенах школы выше. Но их мнение о нездоровом микроклимате в коллективе совпадает с жертвами издевок. Позитивнее других обстановку в школе и свою безопасность оценивают не вовлеченные в буллинг школьники (те, кто не жертва, не инициатор травли и не свидетель издевательств).

Вывод очевиден — где буллинг, там опасность. В школах с такой психически травмирующей обстановкой с большей долей вероятности может случиться трагедия сродни тем, что произошли в Перми, Улан-Удэ, Керчи.

Что делать

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует

Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи

Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской

Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

Выпускной в 9 классе: что дальше?

О золоте. Однажды я по наитию попросила Ванессу распустить ее косу… и обалдела! Это был такой сумасшедший, темно-медный, лениво-волнистый водопад. Хотелось намотать ее тяжелые волосы на руки и застыть в медитации.

— Ты когда-нибудь?..

— Никогда.

К выпускному в девятом классе мы с Ванессой готовились полгода. Дольше всего упирались выпущенные из-под убранной челки прыщи; в результате пришлось все-таки замазать их последние бастионы тональным кремом. Еще два месяца Несси училась ходить на высоких каблуках. Один вывих лодыжки и несколько синяков — ничего страшного. На темно-красное платье, на котором настаивала я, она не решилась. Остановились на зеленом, в тон глазам.

После выпускного это была уже другая девушка. Как выяснилось, только на первый взгляд.

— Ты все доказала. Может быть, пора тебе в физико-математический лицей? — спросила я. — Все-таки там другой уровень подготовки…

— Нет, — сказала Несси. — Зачем? Я и так сумею в университет подготовиться. Я уже и малый матмех нашла, как вы мне советовали, и двухгодичные курсы присмотрела. И… вы понимаете… это ведь была еще не подача блюда на стол. Это было так, в кухне покрутиться, приготовить кое-чего…

— Это уже без меня, — твердо сказала я.

— Конечно, — улыбнулась Несси и протянула мне ловко извлеченный из бесформенного мешка букет. — Спасибо вам за все. Давно хотела сказать, что у вас очень красивые глаза, они прекрасно гармонируют с изменчивым питерским небом и вашей многогранной личностью.

Я смеялась еще некоторое время после ее ухода и сама чувствовала в своем смехе некую нервозность. Еще два года для подачи блюда на стол. Я не завидовала Инне. Больше того, мне уже было ее жалко…

Еще по теме «Школьная травля»:

про учителей 🙂

Если ребенка травят : как вести себя учителю. Потом учитель помещает эту заполненную анкету в особую папку, которую постоянно просматривает группа педагогов Полагаю, всем учителям следовало бы постоянно обсуждать с учениками проблему жестокого отношения к…

Про уважительное отношение — к старшим, вышестоящим и тд

Если ребенка травят : как вести себя учителю. В школах Финляндии против травли действует государственная программа. Как она работает, рассказывает Тимоти Уокер, школьный учитель из США Полагаю, всем учителям следовало бы постоянно обсуждать с учениками…

Травля ребенка в школе : 4 отличия от обычного конфликта. Признаки школьной травли. Остановить травлю в школе могут только травля в школе, почти опрос. — посиделки.

К теме о детской агрессии

Но ведь травля ребенка в классе это очень тяжелая ситуация. Да и школа это не ферма, чтобы проблемы одной штатной единицы считать не существенными по отношению к общей биомассе. Если ребенка травят в школе. Признаки школьной травли.

К опытным родителям вопрос

Учитель в состоянии пресечь травлю ,и это вполне в его силах и не так сложно,особенно в младших классах. Почему делали? Тоже сын стал свидетелем детских разборок, и тоже на понял как должно себя вести. В нашем классе не травили никого, классная бы не позволила.

Отношения с одноклассниками. Буллинг или сами разберутся?

Травля в школе — не такая уж редкость, и лучше всего помогает преодолению школьного буллинга максимальная открытость. Что делать, если в школе пытаются замолчать травлю …

что делать

Дети стали пешками в игре учителей. Пытаясь сберечь свою репутацию, учителя склоняют Но ведь травля ребенка в классе это очень тяжелая ситуация. Да и школа это не ферма Хороший адвокат стоит дорого, я два года вела наследственное дело, и выиграла, так как не…

Заявление на школьного хулигана

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и На протяжении всех шести лет учёбы в нашем классе данный ребенок ведет себя крайне агрессивно по отношению к другим детям и учителям.

травля в школе

травля в школе. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы Несколько подобных историй и травить не будут, но и разговаривать тоже не с кем будет…

Непраздничное. » Убрать ребенка из класса»

Не могут ополчиться мамы, учитель против ребенка ,если он совершил что-то плохое ЕДИНИЧНО. Значит, повторяется это НЕ РАЗ. Вы терпели до МАРТА с сентября. Даже, если ребёнок хочет вести себя по- другому,ему трудно это сделать. Поезд ушёл.

Травля в школе-3: защитить ребенка

Травля в школе-3: защитить ребенка. А Вы пойдете в школу разбираться и защищать ребенка, если его Здравствуйте, подскажите как правильно вести себя и ребёнку и родителям, когда в классе Травля в школе : помощь психолога. Если ребенка дразнят. Ребенка травят учителя.

Ребенка травят учителя

Ребенка травят учителя. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ. Оцениваем учителя : 8 вопросов. Как вести себя с учителями : 6 советов.

Учитель должен взять на себя ответственность

Если вы видите, что ребенка действительно травят, нужно сообщить об этом учителю и, если нужно, руководству школы. Травля — системный баг школьного коллектива, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего.

Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребенка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведет», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребенку. Помним, что жертва не может быть виновата в насилии. Но есть и более неочевидное знание: зачинщики травли тоже не вполне виноваты, особенно если речь идет о младшеклассниках. Это не сознательное злодейство, а следствие неправильно направленного инстинкта. Поэтому наказания — попытка изменить поведение зачинщиков — не сработает точно так же, как и благоглупости вроде «пусть она покажет, как хорошо она умеет прыгать через резиночку, и все ее зауважают».

Кадр из фильма «Чучело», 1983 . Режиссер — Ролан Быков

Именно поэтому неэффективно и говорить с родителями зачинщиков — ведь дело не в самих этих ребятах-лидерах, а в сложившемся стиле поведения всей группы. Точечные меры не сработают. Для прекращения травли взрослые члены школьного коллектива должны снять ответственность с детей и взять ее на себя. Если учитель к этому не готов, родителю имеет смысл обратиться выше. Возможно, он встретит большее понимание у директора или школьного психолога.

Людмила Петрановская, психолог. Статья «Детки в клетке» из блога, посвященная школьному моббингу: «Если это руководитель, пусть отдаст распоряжение и отследит выполнение, или сделает сам, раз подчиненные не способны. Обращаться во внешние инстанции — крайний вариант, но если нет другого выхода, тянуть не надо. В нашем случае только с уровня директора пошли изменения. Директор тоже попыталась играть в игру „а что же вы со своим ребенком не поработали“, но после вопроса: „То есть вы расписываетесь в том, что ваш педколлектив с травлей ребенка в классе справиться не может?“ быстро сменила стиль разговора и мы обо всем мило договорились».

Когда драка говорит о травле в школе

Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Как бы активно ни продвигалась идея того, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так. Драка в школе — это в любом случае повод для вмешательства взрослых. Но это еще и наиболее частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.

В комментариях к моему посту о буллинге, которому подвергался мой сын Петя, были мнения, что ему надо было не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход.

Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. Потому что когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все, и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался.

Все это закончилось однажды так: очередное „Ваш сын избил мальчика“. Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей.

Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ. В нашем случае это было искаженное имя Пети. Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы.

Выходим на другой уровень

Отведите ребенка к психологу или психиатру, который даст заключение, что ситуация наносит ему моральный вред

Важно выбрать специалиста, который обладает лицензией, необходимой для суда. Тогда эта бумага пойдет в дело

Теперь начинайте писать жалобы. Обязательно писать, а не приходить в кабинет «на разговор». В первую очередь пишите директору школы.

Если с его стороны никаких действий не предпринимается, что пишите в следующую инстанцию — в комиссию по делам несовершеннолетних управы/администрации района. Пишите в управляющий совет школы и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если опять не помогло, составляйте жалобы о бездействии представителей госучреждений в Департамент образования, прокуратуру и уполномоченному по правам ребенка в городе.

Главное — писать в инстанции по-порядку. Нет смысла обращаться в прокуратуру, если о вашей жалобе не знают в школе.

Хищник и его свита

Психологи называют буллингом преднамеренное систематическое агрессивное поведение одного человека в отношении другого в коллективе в условиях неравенства сил между агрессором и жертвой. Существует несколько форм буллинга, но самая опасная для психики — бойкот.

Согласно классификации известного российского экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой, схема буллинга включает в себя агрессора, который самоутверждается за счет других, его жертву и большую группу свидетелей (они могут занимать различные позиции по отношению к первым двум).

bulling3

Схема буллинга включает в себя агрессора, его жертву и большую группу свидетелей

Фото: Global Look Press/imago stock&people

Буллером может выступать в том числе педагог.

Эксперт в области подростковой агрессии отнесла в своих научных работах к общим особенностям буллера такие черты, как формирующиеся признаки нарциссизма, властолюбие, завышенная самооценка, недостаточная эмпатия (сопереживание к другим), склонность к агрессивному поведению (не только к жертве, но и к другим детям, взрослым, родителям). Нередко буллер впоследствии приобщается к уголовному миру.

Буллер часто крепок физически, популярен среди сверстников, обладает хорошими коммуникативными навыками. И в то же время в его жизни не всё так гладко.

«В семье буллера зачастую наблюдается: непоследовательность в стиле взаимоотношений и воспитательных воздействиях, агрессия или равнодушие, попустительство», — рассказал «Известиям» криминальный психолог Виктор Лютых.

Поведение «свидетелей» зависит от конкретных обстоятельств. Они могут поддерживать издевательства, пассивно одобрять или безразлично наблюдать за происходящим. Одна из причин соучастия в травле — страх самим стать жертвой буллера. Свидетели могут и защищать — одни пассивно (они против насилия, но бездействуют), другие активно (пытаются помочь жертве).

bulling2

Одна из причин соучастия в травле — страх самим стать жертвой

Фото: Global Look Press/imagebroker/Siegfried Kuttig

«При буллинге стресс испытывают не только жертвы, но и свидетели. Последние страдают от чувства вины (из-за своего бездействия), устают наблюдать за беспомощностью жертвы и в итоге переносят на нее свои негативные эмоциональные переживания», — говорит Лютых.

Слова американского поэта Ричарда Эберхарта, рассуждавшего о том, что бояться стоит не убийц и предателей, а равнодушных, с молчаливого согласия которых происходят страшные преступления, вполне четко определяют роль свидетелей в травле.

«Позиция «свидетелей» чрезвычайно важна для развития буллинга: если большинство учеников класса явно и уверенно займет позицию категорического неприятия травли — она с большой вероятностью прекратится (или не возникнет вообще)», — говорит психолог.

Виды

Кибербуллинг

Термин «буллинг» определяется, как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами.

Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом.

  1. Вербальная. Ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом.
  2. Поведенческий террор. Одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым.
  3. Физические издевки. Ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках.
  4. Кибербуллинг. Издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube.

Причины буллинга

Как мы уже отмечали, буллинг – явление коллективное, значит, и одна из предпосылок этого явления кроется в группе. Школьный класс формируется «сверху»: ученики не выбирают, с кем они будут рядом в течение длительного периода времени. К примеру, дворовая компания формируется совсем по другим принципам.

Как и в любом другом коллективе, в классе начинает формироваться иерархия: от «звёзд» до аутсайдеров. И в определённый момент кто-то хочет установить свою власть, объединив в свою команду друзей по интересам. И этим самым интересом вполне может стать травля. Обидчики получают положительные эмоции, осознают себя лучше и успешнее. И это чувство они желают испытывать снова и снова.

Следовательно, буллинг в школе – это своеобразное проявление коллективной динамики. Но тогда почему не во всех классах процветает подобная практика? Тут огромную роль играет личность педагога. Если он попустительствует травле или даже одобряет её, то проблема неизбежна. И напротив: когда учитель создаёт благоприятный психологический климат в группе, то буллинг невозможен.

Кто же может стать объектом травли? Любой ребёнок, который чем-то отличается от остальных детей, причём не важно – в какую сторону. Издеваться с одинаковой силой могут как над отличником, так и над двоечником; как над богатым, так и над бедным; как над толстым, так и над худым

Чаще всего страдают дети, отличающиеся замкнутостью, стеснительностью, неуверенностью в себе.

Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

Бывает, ситуации в которых подросток сам вызывает негативное отношение к себе. Это ни в коем случае не оправдывает агрессора. Но исправить ситуацию в таком случае подростку нужно попытаться, начав с себя.

Если проблемой является плохая успеваемость — нужно уделить учебе больше времени и приложить больше усилий. Это поможет избежать насмешек сверстников, и позволит закончить школу с хорошими результатами. Пропуска занятий — тоже касается.
От части физических недостатков вполне можно избавиться. Могут потребоваться, просто занятия спортом (фитнесом или танцами). Это поможет избавиться от лишнего веса, сделать красивой осанку, нарастить мышцы – и просто стать выносливее, увереннее в себе!
Если то и дело возникают прыщи – проконсультироваться можно у косметолога и диетолога

Специалисты обязательно помогут найти средства по уходу, подберут безопасную диету и расскажут, как правильно замаскировать проблемные участки кожи.
Также стоит задуматься о своем стиле
Не нужно одеваться в школу экстравагантно, привлекая к себе насмешки и чрезмерное внимание.
Девушкам не рекомендуется носить в школу короткие юбки и прозрачные топы, такая одежда для школы не подходит и может послужить причиной сексуальных действий к себе.
Важно научиться всегда соблюдать личную гигиену – это необходимо для здоровья и приятного общения в коллективе.

Подготовиться к обороне

О ситуациях, которые отчасти могли быть спровоцированы самими подростками, мы уже поговорили. Но как быть, когда ненависть связана с физическими особенностями, которые невозможно исправить, хорошей учебой или иными успехами?

Важно научиться защищаться! Освоить базовый и необходимый набор оборонительных приемов не очень сложно

  • Физическим методам обороны обучают в спортивных секциях. Для этого подойдут следующие виды спорта: самбо «самозащита без оружия»; кекусинкай-карате; кикбоксинг; джиу-джитсу и т.п.
  • А для противостояния психологическому давлению можно прочесть несколько тематических книг, записаться на прием к специалисту.

Словесная травля

Способов справиться со словесной травлей есть несколько:

Игнорировать нападающего. Цель словесного буллинга – унизить, подорвать самолюбие. Если слова обидчика не задевают жертву, то противнику становится не интересно, его силы иссякают.
Часто нападающий действует вместе с более слабыми сторонниками

Если удается выставить лидера на посмешище, то его авторитет ослабнет и нападки пройдут
Важно – всегда сохранять вежливость! Разговор в агрессивной форме может привести к физической травле, которая намного опаснее.
Иногда лучше вовремя уйти из помещения. Это позволит ослабить позицию обидчика, и даст время справиться со своими эмоциями.
Нельзя поддаваться на провокации

Никогда не стоит делать то, что считаешь не нужным, когда тебя подстрекают.

Физические издевательства

  • Основное правило – любыми путями всегда избегать драк.
  • По крайней мере, до тех пор, пока нет возможности защититься.
  • Нельзя стесняться, попросить родителей/родственников встретить из школы или позвонить в определенное время. Если их присутствие может навредить, можно сделать так, чтобы они оставались незаметными.

Если ситуация вышла из-под контроля, тогда придется вступать в бой. Бить — со всей яростью, вкладывая в удары всю силу. Получая достойный отпор, обидчик, чаще всего, отступает и оставляет в покое свою жертву– навсегда или на время.

Сексуальное насилие

Девушкам важно запомнить и объяснить, что ОПАСНО оставаться одной с парнем или компанией мужчин, если возникает даже маленькое в их добропорядочности и намерениях. Особенного внимания заслуживает ситуация, в которой отношения с парнями были конфликтными, а потом резко наладились

Лучше предупредить неприятности!

Если опасность почувствовалась уже на встрече, главное постараться незаметно уйти. Обидчики могут попытать помешать это сделать, тогда нужно создавать как можно больше шума – кричать, звать на помощь. Это поможет отпугнуть нападающих.
Нельзя умалчивать о происшествии

Ситуация может повторяться.
Важно рассказать родителям, попросить помощи.

Причины и участники

Дети подрастают и осваивают социальные взаимодействия. Многим из них необходимо пережить сплоченность по какому-либо принципу. Если есть основания добрые, положительные, — дети охотно берут именно их. Беда в том, что в современной школе созданием таких оснований никто не занимается; школа нынче — «поставщик образовательных услуг». А что коллектив детей обязательно будет решать свои задачи за счет некоторых своих членов — на это школе как системе наплевать. Итак, в отсутствие задач конструктивных дети неизбежно сплачиваются против кого-то. И часто это бывает не борьба группировок, а именно травля одного-двух отщепенцев класса. Таким отщепенцем может стать практически любой ребенок.

Чаще не везет отличающимся: слишком чувствительным, шибко умным или, наоборот, тормознутым интеллектуально и немного запаздывающим социально

Внешние признаки (очки, одежда и прочее) играют второстепенную роль, но могут поспособствовать травле, если дело идет к тому. Зачинщиками травли часто бывают дети «близкие к идеалу» — сильные лидеры, отличники, на них возлагаются надежды в семье и школе, и, соответственно, внутри которых коренится глубокий социальный страх «упасть с пьедестала», либо дети — неформальные лидеры, часто не очень благополучные, недополучившие родительской любви. Кстати, эти две группы не исключают друг друга: ребенок может прекрасно учиться и преуспевать, но при этом иметь не слишком теплые отношения в семье.

Рядом с зачинщиками существуют их клевреты, на некотором расстоянии — «болото» наблюдателей, которые видят травлю, не особенно участвуют в ней, но и не делают ничего, чтобы ее прекратить (потому что боятся тоже стать козлами отпущения). Иногда появляются и защитники — рано эмоционально созревшие дети, которым невыносимо видеть, как мучают одноклассника.

Травля — это очень серьезно. Недооценивать происходящее нельзя. На кону как минимум несколько испорченных лет жизни всех членов коллектива. Зачинщики получают нездоровый опыт всесилия и увеличивают собственный стыд и страх перед социальным падением. Наблюдатели — опыт равнодушия и опять-таки стыда и страха. У объекта травли может серьезно пострадать самооценка и вера в людей, замедляется эмоциональное развитие.

По исследованиям Ольвеуса и Гилмартина, в зрелом возрасте в семьях агрессоров нередки случаи насилия. Бывшим «жертвам» труднее, чем в среднем по популяции, устанавливать близкие контакты с людьми. А пассивные наблюдатели могут проявлять меньше сочувствия к страданиям других.

Бывают последствия и покруче: случалось, что доведенный до отчаяния ребенок сильно травмировал или убивал своего мучителя, а подростки в результате травли совершали самоубийство. Неумолимая статистика показывает, что жестокость вербальной и социальной травли (в отличие от физической) не снижается с годами сама, а подростки в среднем гораздо меньше сочувствуют жертвам, чем младшеклассники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector