6 способов рассказать детям о профессиях
Содержание:
- Хавукайнен А., Тойвонен С.
- Музыка – изучение профессий необычным способом
- Играем и запоминаем
- Как рассказать о профессиях
- Детям о профессии Портной
- Детям о профессии Спасатель
- Ненавязчивое обучение
- С младых ногтей
- Как правильно рассказать о профессиях в детском саду?
- Обучение на управленца детским R&D
- Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?
- Серия книг «Кем быть»
- Специалист-канистерапевт
- Зачем малышу знать о профессиях?
- Ричард Скарри «Город добрых дел»
- Как правильно выбрать профессию?
Хавукайнен А., Тойвонен С.
Какие бывают профессии, «Тату и Пату идут на работу»
Тату и Пату – озорные братья, неугомонные любители приключений и всего нового. В этой книге авторы отправляют своих героев на биржу труда, после которой они смогут познакомиться с разными профессиями: механик, журналист, секретарь, фермер, строитель, учитель, уборщица и другие.
Каждый разворот – это весёлые тематические комиксы, яркие картинки и неожиданные ситуации, в которые попадают Тату и Пату.
Про Тату и Пату издано 13 книг, некоторые из которых переведены на русский язык («Тату и Пату. Невероятный Новый год», «Тату и Пату в детском саду», «Тату и Пату: инструкция по засыпанию») Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
Книга рассказывает о более чем 300 профессиях в разных отраслях: лесничие, лесорубы, цветоводы, ветеринары, жокеи, директор предприятия, мясник, машинисты электропоездов, электрики, палеонтологи и т.д.
Каждый разворот – это детально прорисованные иллюстрации, где можно узнать, чем занимаются люди разных профессий, увидеть поэтапный процесс изготовления той или иной вещи.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
Книга рассказывает о трёхстах современных профессиях и площадках их обитания. Один разворот – это детально прорисованные больница, космодром, круизный лайнер, драматический театр, киностудия, отель, торговый центр, ферма и т.д. На следующем развороте есть пояснения к основным профессиям той сферы деятельности, которая была ранее представлена.
Это и энциклопедия, и книга для разглядывания. Здесь можно узнать чем занимаются не только всем известные продавец, актёр, учитель, но и портье, бариста, либреттист, метеоролог. Конечно, в книге далеко не полный перечень учреждений и профессий, но охватить все темы практически нереально. Зато это будет поводом прочесть другие тематические книги, а их очень и очень много.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
В зоопарке дела шли просто ужасно, и Панда с Гиппопотамом решили пойти к людям – работать, приносить пользу, иметь свой доход. Это оказалось не так-то просто. К тому же у наших героев был совершенно разный подход к работе.
Не найдя себя в мире людей, друзья возвращаются в зоопарк. Гиппопотам грустит целыми днями, но однажды ему приходит в голову план по благоустройству зоопарка, что с успехом и воплощают герои книги.
Эта история в картинках не только о профессиях и животных, но и о том, что не стоит опускать руки, если что-то не получается. Ещё после прочтения книги можно обсудить с детьми, что навыки, которые мы приобретаем сейчас, могут пригодиться в будущем, ведь в современном мире всё так быстро меняется.
Рекомендуемый возраст: от 5 лет.
Однажды второклассница Маша Филипенко очутилась в экспериментальном институте, где стала «улучшательницей» и незаменимым помощником начальства.
Её идеи оказываются столь необычными, что не все готовы их сразу принять и внедрить в производство. Вездесущая любознательная Маша вносит в жизнь взрослых весёлый переполох.
Незаметно для читателя история о приключениях девочки превращается в ненавязчивый урок о профессиях. Вместе с Машей дети узнают о разных специальностях, побывают в троллейбусном парке, в геологической экспедиции, на овощной базе.
Книга написана с юмором, читается на одном дыхании.
Рекомендуемый возраст: от 6 лет.
На платформе Vikids вы можете:
Музыка – изучение профессий необычным способом
Можно также в сети найти детские песенки, в которых поется либо напевом рассказывается о какой-то профессии. Дети любят и хорошо запоминают мультфильмы, поэтому также стоит поискать мультипликацию соответствующей тематики. Здесь одновременно будут сочетаться движущиеся персонажи, яркие картинки, действия, которые совершаются героями, а также фоновая музыка, рассказывающая о той либо иной специальности.
Используя игровую форму обучения, помогая ребенку развиваться в данном направлении, не давите на него – это единственно верный и корректный подход к простому, легкому и интересному обучению.
Играем и запоминаем
Недостаточно рассказать ребенку о профессиях. Полученные знания надо закрепить. Тут на помощь приходят загадки, дидактические игры в виде карточек, плакатов или лото, раскраски. Можно использовать следующие игровые задания:
- Определить профессию по используемым инструментам.
- Соединить специалиста и место его работы (учитель — школа, повар — столовая, водитель — автобус).
- Жестами показать профессию, чтобы другие игроки угадали ее.
- Взрослый называет действие, а ребенок специалиста, который его совершает (врач лечит, механик чинит, маляр красит).
Рассказывая о профессиях детям, не показывайте своего негативного отношения к некоторым специальностям. Также не следует делить работы на низкооплачиваемые и высокооплачиваемые. Ваша задача — выдать общую информацию и воспитать уважение к чужому труду, а не разрекламировать ребенку престижную профессию. Он еще слишком мал, чтобы сделать такой важный выбор.
Как рассказать о профессиях
Чтобы узнать вместе с детьми мир разных ремесел есть много способов: раскраски, мультфильмы, книги, беседы на интересующую малыша тему.
Важно помнить, что нельзя, описывая какую-то специальность высказывать к ней негативное отношение. Ваша задача сделать свои рассказы интересными, понятными, информативными
Позвольте детям дошкольного возраста самостоятельно сделать выводы о преимуществах и недостатках разных призваний.
Рассказ о работе мамы, папы или бабушки будет интересен малышу. Гуляя на улице можно увидеть представителей различных профессий: строителей, дворника, водителя, продавца и т. д. Рассказ об особенностях работы этих людей можно сопроводить наглядным примером.
Предметом детского любопытства может стать также какой-то предмет, изготовленный мастером: красивая резная табуретка, кованый подсвечник или стеклянная ваза. Такое начало рассказа, обусловленное детским вопросом, гарантирует, что вы внимательно будете выслушаны.
Не злоупотребляйте временем и доносите самую интересную информацию. Родителям, чтобы оправдать такое любопытство, неплохо самим подробнее узнать что-то новое и интересное о разных специальностях. Для детей информацией может служить не только рассказ родителей, но и другие источники.
Мультфильмы. Малышам старшего дошкольного возраста будет интересно посмотреть мультфильмы. Можно скачать в интернете детские мультфильмы, содержащие описание профессий.
В них добрые сказочные герои познакомят дошкольников со специальностями людей в игровой форме. Хорошие мультфильмы со стихами делали еще в советское время.
Раскраски. Использовать раскраски можно с четырех лет. Вместе с малышом раскрашивая картинки раскраски, рассказывать ему о той работе, которая изображена. Бывают раскраски со стихами.
Картинки. Детям дошкольного возраста можно рассказать о ремеслах, используя тематические картинки. На картинках могут быть изображения людей различных специальностей. Могут картинки изображать рабочее место и орудия труда представителей разных профессий.
Игры. Для детей дошкольного возраста игры являются основным средством ознакомления с окружающей действительностью. Примерно с трех лет детям интересно играть, примеряя на себя различные роли.
Это можно использовать, дополняя рассказы о профессиях элементами игры. С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в настольные игры: лото, картинки, привязанные к алфавиту, рисунки пазлы и т. д.
Книги. Есть много замечательных книг для малышей о разных специальностях. Это могут быть детские сказки или стихи. Многие из них можно бесплатно скачать в интернете.
Детям о профессии Портной
Как малышам, которые обучаются в детском саду, так и детям, находящимся на домашнем обучении, стоит знать, кто пошил им красивые брючки и платья, кого они должны благодарить за рубашки и футболки. Среди профессий, которые изучают дети по картинкам, портной выделяется достаточно ярко.
Связано это чаще всего с тем, что малыши любят носить яркую одежду – им будет интересно знать, кто именно ее создал. Объясните ребенку, что для пошива одежды нужна швейная машинка, ткань, булавки, нитки, выкройки, сантиметр и так далее.
Девочкам, безусловно, понравится масса аксессуаров, которые использует человек такой профессии – кружева, пуговицы, кнопки и так далее. Можно дополнительно рассказать малышу о тканях, которые используются для пошива – хлопок, лен, шелк, шерсть и так далее.
Немаловажная профессия портного для вашего ребенка
Параллельно расскажите, как создается каждый из этих материалов, продемонстрируйте малышу, как именно проходит процесс от заготовки и получения ткани до того момента, когда готовая одежда уже будет куплена человеком.
Можно рассказать об истории появления тканей, одежды, рассказать об известных людях, которые задают направления в моде, показать, чем отличается одежда людей, проживающих в разных странах.
Одновременно чадо узнает не только о профессии, но еще и много интересного об истории создания вещей, географии моды и распространении модных направлений. В конце можно поиграть в игру, в ходе которой ребенок будет подбирать одежду для разных персонажей, что также хорошо будет развивать логику и моторику маленького человечка.
Детям о профессии Спасатель
Поскольку малышу предстоит выучить много информации, одним из первых персонажей, с которым нужно познакомиться, должен стать спасатель. И это не просто так:
- Ребенок узнает, чем занят специалист данной отрасли.
- Малыш будет понимать, какую важную роль играет спасатель во время пожара либо другой беды.
- Яркий и красочный персонаж сможет дать советы малышу о том, как не пострадать, находясь дома, бегая с детьми во дворе.
Как преподнести информацию маленькому человечку?
Первый персонаж, с которым нужно познакомиться ребенку
Проще всего показать картинку спасателя и рассказать, чем он занимается:
- Помогает людям и животным, которые попали в беду.
- Помогает при пожаре.
- Помогает людям после землетрясений, обвалов, затоплений.
- Помогает людям, которые пострадали в горах, в лесу, в авариях.
- Помогает найти заблудившихся людей. Последний вопрос особенно актуален, если ваш ребенок долго не сидит на одном месте, постоянно норовит куда-то убежать.
Стоит рассказать о том, какая экипировка у спасателя, почему он не боится огня, воды, почему он может помочь в любой ситуации. Нужно описать, что человек данной профессии использует специальные агрегаты, чтобы дышать, даже находясь в дыму. Для работы в воде, в условиях сильного холода либо в огне у спасателя есть специальная одежда, помогающая качественно выполнить работу.
Ребенку спасатель может посоветовать не залазить на подоконник, не ходить на водоем без взрослых, не баловаться с огнем, электроприборами.
Ненавязчивое обучение
Самый простой способ рассказать малышу о той или иной профессии – сделать это как бы невзначай:
заводить разговоры о том, кем работает папа или мама, чем они занимаются на работе, какие предметы используют, какую пользу приносит их работа людям;
обращать внимание ребенка на представителей разных профессий во время прогулки на улице (продавец, водитель, дворник, строитель, военный, художник, аниматор);
когда малыш интересуется каким-либо конкретным предметом (вазой, столом, ковром, сумкой), спрашивает, из чего и как они сделаны, можно соотнести рассказ с профессией, представители которой занимаются производством этих предметов.
Существуют разные способы интересно рассказать детям дошкольного возраста о профессиях:
Почитать сказки или рассказы о разных профессиях – их существует немало как у классиков, так и у современных детских авторов. Если конкретной сказки не найдется, можно сочинить ее самостоятельно
В ней герои – современные дети – могут узнавать, например, для чего нужна каждая профессия, что будет, если она исчезнет, как важно сделать правильный выбор и т. д
Если в сказках есть волшебство и победа добра над злом – успех им обеспечен. Можно сделать фигурки персонажей и инсценировать сказку – так информация усвоится еще лучше.
Посмотреть познавательное видео на тему. Это могут быть как мультики, так и обучающие ролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы.
Познакомить ребенка с представителем той или иной профессии (если у взрослых есть такие друзья).
С младых ногтей
Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»
Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.
Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.
Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.
Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.
Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.
Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.
Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.
Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.
Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!
Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять
Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка
Поясняет психолог Анна Назарова:
«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»
Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за компанию» — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.
Как правильно рассказать о профессиях в детском саду?
Няни, работающие в детском саду, чаще всего дополняют информацию, которую ребенок первоначально получает дома. Как правильно рассказать детям о профессии?
Каждый Какая зарплата у воспитателя дошкольных учрежденийвоспитатель может использовать методику, которая предусмотрена в дошкольном заведении, или нравится ему самому. Некоторые выбирают такой вариант, как загадки про профессии.
Загадки про профессии – идеальный вариант занять малышей в садике
Это может быть четверостишие, последнее слово которого является ответом или названием профессии. Естественно, она будет рифмоваться, а глядя на картинку, малыш сможет сказать, какая профессия подразумевается в данном стихотворении.
Популярностью пользуются и обычные загадки, помощником в которых также могут выступать карточки с изображением человека определенной специальности. Можно также разделять имеющиеся профессии на группы, логически их объединять – так ребенку будет проще запоминать информацию, которую ему преподносят взрослые.
Обучение на управленца детским R&D
Профессия молодая, поэтому точных требований к уровню подготовки управленцев пока нет. Однако специалисту стоит получить образование в рамках специальности «Психолого-педагогическое образование» (код: 44.03.02), например, с профилем «Психология и педагогика творчества». Можно выбирать другие направления подготовки, связанные с информатикой, робототехникой, физикой, рисованием, иными науками. Углубленные знания о R&D можно получить на курсах, также желательно изучение основ маркетинга, экономики, управленческой деятельности, необходимых для создания и вывода продукта на рынок.
Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?
Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:
- Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
- Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.
На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.
Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.
Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:
«Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере «с нуля» не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда
Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество «неподходящих факторов»»
Серия книг «Кем быть»
От издательства «Настя и Никита» («Художник», «Портной», «Спасатель», «Пекарь», «Шофёр»)
5 книг в картинках посвящены профессиям. Одна книга – одна профессия. Чем заняты спасатели? Из каких продуктов пекут хлеб? Как возникла профессия художника? Что нужно портному для работы? Как устроен автомобиль? Эти и многие другие вопросы освещены в серии книг «Кем быть».
Информация о профессиях дана здесь в доступной малышам форме — мало текста, много картинок. Книга написана просто, но крайне информативно и ёмко.Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
Профессор Лео приглашает ребят на экскурсию по разным интересным местам. Каждый разворот – это новая локация. Читатели “побывают” на ферме, в аэропорту, на стройке, в цирке, в издательстве.
В книге 42 раздела, охватывающие современные профессии: садовник, архитектор, врач, сантехник, кондитер, продавец, портной, водолаз, повар и многие другие. Показаны не только нюансы производства, работы, но и освещены качества, умения, знания, которые нужны, чтобы достичь успеха в какой-либо профессии.
Книга подготовлена вместе с Мастерславлем, детским городом мастеров.
Рекомендуемый возраст: от 4 лет.
Специалист-канистерапевт
Животные: собаки.Средняя зарплата: 40000 руб.Необходимое образование: курсы, среднее профессиональное или высшее медицинское образование (зависит от категории).Кому подходит: женщинам, мужчинам, имеющим опыт работы с животными или в сфере медицины.
Профессия находится на границе медицины, кинологии, психологии, ведь канистерапевт занимается лечением, реабилитацией людей, используя специально обученных собак:
- терьеров,
- хаски,
- маламутов,
- грюнендалей,
- шелти,
- лабрадоров-ретриверов и других.
Терапия позволяет снизить ощущение тревожности, незащищенности, неуверенности в своих силах. В Финляндии этот метод используют для лечения логопедических проблем, в Великобритании – для выявления биологических опасностей, а также онкологических заболеваний.
Существует 4 категории канистерапевтов: волонтеры и стажеры, получающие первые практические знания, методисты и специалисты, уполномоченные проводить терапию, занятия. Пройти профессиональную переподготовку можно в ПСПБГМУ им. Павлова.
Важно! Канис-терапевты взаимодействуют с людьми, страдающими от проблем с психикой, речью, опорно-двигательным аппаратом. Психолог Мария Мальцева, являющаяся доцентом кафедры вуза ПСПБГМУ им
Павлова, рекомендует перед обучением спокойно посидеть несколько часов в приемном отделении обычной больницы. Если негативные ощущения будут отсутствовать, то вы просто созданы для этой профессии!
Зачем малышу знать о профессиях?
Знакомя маленького ребенка с работой шофера или геолога, не стоит пытаться повлиять на его будущее самоопределение. Гораздо важнее подвести его к открытию: все, что мы видим вокруг — результат чужого труда. Малыши зачастую не имеют представления о том, сколько людей трудилось для того, чтобы у них были игрушки, одежда, вкусная еда на завтрак. Карусели, мультфильмы, мороженое, любимые книжки кем-то придуманы и сделаны
Задача родителей и педагогов — показать ребенку важность труда и его пользу для окружающих
Рассказывая о профессиях детям дошкольного возраста, мы одновременно расширяем их кругозор. Врачу, например, нужно знать строение человеческого тела. Играя в биологов, ребятишки изучают растения, выращивают рассаду. Превратившись в строителей, можно увидеть все этапы возведения дома: от создания архитектурного проекта до косметического ремонта.
Ричард Скарри «Город добрых дел»
В городе кипит жизнь. Каждый житель – это мультяшные анимированные персонажи – занят своим делом. Доктор Лев лечит пациентов, пожарные-поросята спасают из огня людей, енот-почтальон доставляет письмо бабушке-медведице.
Каждая история – это знакомство с определённой профессией. Порой с оригинальной сюжетной линией и весёлыми происшествиями. Вот пекари пекут хлеб, но кто-то из них положил слишком много дрожжей и печка чуть не взорвалась
Бетти написала письмо бабушке, но почтальон положил его себе под шапку (просто в сумке места не хватило) и чуть не пропустил важного адресата
Книга написана с юмором, но при этом информация там даётся вполне правдивая и даже энциклопедическая. Юные читатели узнают, как изготавливают бумагу, строят дорогу и многое другое.
Рекомендуемый возраст: от 3 лет.
Как правильно выбрать профессию?
Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. 7. Информированность
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. 8. Склонности
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
- Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это «переносом» отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
- Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
- Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно «моё», помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний «гуманитарий» спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
- Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности…И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.