Как научить ребенка жевать твердую пищу

Когда малыш должен начинать жевать

Довольно часто родители поздно начинают обращать внимание на то, что их дети отказываются от твердой пищи, не пережевывают ее в 1,5-2 года. Им приходится измельчать и растирать еду, прежде чем они станут ее кушать

В этом возрасте это является ненормальным явлением. Обычно мамы сильно беспокоятся. В чем же дело?

Может быть, у малыша неразвит жевательный рефлекс? Тогда как научить его правильно пережевывать пищу? Вопросов много, и чтобы получить на них ответы, разберемся со строением детского организма.

Когда ребенку можно давать хлеб – читайте в следующей статье.

О развитии у детей жевательного рефлекса необходимо позаботиться заранее. Принимать меры надо с возраста полугода. Им начинают давать сушки, корочки хлеба или специальный прорезыватель для зубов. При почесывании десен производятся жевательные движения.

Получить и развить навыки пережевывания пищи малыш должен до того момента, когда у него прорежутся зубы. После появления зубов будет очень трудно исправить положение.

Когда детям исполняется год, у них уже имеется необходимое количество зубов, чтобы есть твердую пищу. В этот период необходимо научить маленького человечка глотать, сосать и жевать. Упустив время, можно прийти к тому, что ваше чадо будет требовать только жиденькие каши и пюре.

Если ребенку трудно проглотить прожеванную еду, примеру он кушает макароны – предложите ее запить. О напитках для детей на нашем сайте есть отдельная статья.

К двум годам детишки уже определенно хорошо умеют пережевывать твердую пищу. Если вы заметили, что этого не происходит, надо срочно принять меры к исправлению ситуации.

Иначе, можно получить неправильное развитие зубов и челюстей, нарушенное слюноотделение, проблемы с пищеварительной системой и развитие в полости рта различных инфекций.

Прежде чем начинать исправлять положение, стоит установить причины сложившейся ситуации.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.  

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи

Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Как ввести в рацион «взрослую» пищу

Родителей условно можно поделить на две категории. Одни – это те, кто не думает о том, что что-то надо вводить в рацион. У них процесс перехода с грудного вскармливания на обычную пищу проходит сам собой

Для них неважно, в каком возрасте надо что-то делать

Другие родители – это те, кто периодически сравнивает все показатели развития малыша с общепризнанными стандартами

Для них важно, чтобы все было вовремя

И те, и другие правы. Но есть небольшие хитрости от опытных мам и профессиональных педиатров со стажем. Эти уловки помогут перейти на твердую пищу более гармонично, без истерик и слез.

«Сломайте» блендер. Устройте инсценировку о том, что «как обидно, прям перед обедом блендер сломался». Дайте малышу обед, например, отварной картофель с отварным молодым зеленым горошком и безопасную вилку. «Давай попробуем размять» – эта игра часто захватывает ребенка, и он с удовольствием мнет и ест твердую пищу.

Начните грызть яблоко или грушу на глазах малыша и расскажите о том, как это вкусно. Но только если кусать зубками.

Дайте первый твердый прикорм голодному малышу. На запасном пути держите припрятанный обычный обед

Важно то, чтобы ваш ребенок не остался голодным. Однако не сдавайте позиции слишком быстро

Дайте попробовать покусать, пожевать.

Если в доме есть старший ребенок, то нужно кушать в одно время. Всем положить на тарелки одинаковую еду. Это интересно – семейный обед.

Малыш может с удовольствием погрызть морковку, но и от пюре не откажется. Оставляйте ему эту возможность. Это не шаг назад, это нормально – любить разные блюда.

Категоричное «нет» и «проголодается – поест и твердое» не приведут к хорошему результату

Зачем подвергать малыша дополнительному стрессу? Важно сохранить доверительные отношения для дальнейшего движения вперед

Все члены семьи должны быть настойчивы в достижении цели. Если мама кормит малыша, то не должно быть бабушки, которая пожалеет внука и даст что-то в перерывах между кормлениями. Особенно опасны сладкие перекусы – вафли, печенье, зефир, жевательный мармелад. Сбиваются «инсулиновые качели». Ребенку хочется сладкого, он ест, чувство голода приходит быстрее, он опять просит сладкое – и так получается привычка кушать сладенькое вместо полезного.

Начинать можно с супа-пюре, в который покрошить несколько кусочков хлеба. Или сухариков. Можно в кашу добавить кусочки яблок, груши. Клубники – если нет пищевой аллергии. Не сильно спелые бананы – тоже отличные жевательные тренажеры.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.

Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.

Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки.

Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день

Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Советы для родителей

Папы и мамы малышей, которые лишь делают первые самостоятельные попытки прожевать пищу, должны внимательно следить за тем, как ребенок это делает

Для того чтобы процесс обучения жеванию происходил наиболее эффективно, родителям следует обратить внимание на следующие советы

Старайтесь подавать малышу пример. Дети неосознанно копируют модель поведения своих родителей. Для того чтобы ребенок скорее смог перенять привычку пережевывать твердую пищу, старайтесь кушать вместе с малышом

Ребенок будет обращать внимание на то, как жуют пищу папа или мама, и неосознанно будет это копировать и пытаться повторить.

Не вводите пищу, содержащую крупные кусочки овощей слишком рано. Сначала следует «приучить» детский организм к жидкой, протертой еде, а затем постепенно к пюре

Только к 9-10 месяцу ребенка можно постепенно изменять консистенцию блюд.

Следите за временем кормления. Многие мамы сталкиваются с тем, что ребенок во время еды, особенно при употреблении твердой пищи, начинает давиться. Очень часто к этому приводит спешка при кормлении. Для того чтобы хорошо прожевать пищу с крупными кусочками, малышу требуется достаточное количество времени. Не следует давать ребенку следующую ложку с пищей, если он как следует не прожевал предшествующую порцию.

Хвалите ребенка. Ребенок, который чувствует заботу и любовь со стороны своих родителей, легче обучается. Об этом всегда говорят детские психологи, которые работают с малышами. Если ребенок старается жевать, то родителям следует обязательно похвалить малыша за его усердия.

Методы обучения жеванию с течением времени изменяются. Так, наши прабабушки для того, чтобы малыш начал быстрее жевать твердую пищу, давали ему небольшой кусочек яблока или даже хлеба. Обычно такие «прикормы» давали ребенку, когда у него начинали «чесаться» зубки. Считалось, что если ребенок будет обсасывать яблоко или кусочек хлеба, то он скорее научится и самостоятельному жеванию.

На помощь современным родителям приходят гаджеты и разнообразные устройства. Одним из них является ниблер. Он представляет собой специальное приспособление, чаще всего сделанное из силикона, в которое можно поместить разнообразные вкусности – кусочки яблока, банана или детского печенья. Производители ниблеров отмечают, что такие устройства способствуют тому, что малыши начинают гораздо раньше жевать твердую пищу.

Врачи отмечают, что своевременное обучение ребенка жеванию способствует и хорошему развитию органов желудочно-кишечного тракта. Во время жевательного процесса в ротовой полости образуется слюна, в которой содержатся важные ферменты, улучшающие пищеварение. Пища, хорошо обработанная слюной, лучше переваривается, что способствует хорошему самочувствию малыша.

Жевание также положительно влияет и на развитие жевательных мышц. Многие родители замечают, что как только у ребенка появились зубки, и он начал жевать, то пропорции его лица начинают изменяться. Контур детского лица меняется, что связано с тем, что жевательные мышцы становятся с каждым днем более развитыми. Постепенно у ребенка проявляются и контуры скул.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

  1. Твердая пища.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

  1. Купить ниблер.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

  1. Уменьшать помол.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

  1. Покажите пример.

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Алгоритм обучения

А в этом видео автор канала «Супер Родители» делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.

Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка

Не будет излишеством надеть передник и маме.
Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
Дайте ложку в руку малышу

Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.

Жевательный рефлекс: когда формируется в норме?

Маленькие дети рождаются с рефлексами, одним из которых является сосательный. Грудничка не нужно этому обучать: он будет сосать любой предмет, который попадёт к нему в рот. Примерно до четырёхмесячного возраста младенец будет рефлексивно выталкивать языком изо рта любую твёрдую пищу.

Именно поэтому раньше 4-месячного возраста вводить прикорм бессмысленно. Детям, которые уже достигли этого возраста, можно постепенно вводить в рацион простые продукты. Сначала нужно начинать учить кроху есть пищу в виде кашицы или пюре. Для этого блюда необходимо измельчать в блендере. Умение глотать каши и пюре – это основа для формирования жевательного рефлекса.

Сайт sympaty.net подчёркивает: жевание является именно рефлексом, который развивается следом за сосательным рефлексом и предусмотрен природой как жизненно важное умение. Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным

Когда в норме грудничок должен научиться жевать? В каждом индивидуальном случае ответ на этот вопрос будет разным.

Когда у крохи появится жевательные инструменты, он и должен научиться ими пользоваться. У большинства детей этот период наступает после года. В то же время рефлекс жевания не сможет развиться у младенца, который в этом не нуждается. Так бывает, когда чрезмерно заботливая мама даже после года продолжает тщательно измельчать еду младенцу в блендере и кормить его жидкой кашкой из бутылочки.

Что нужно делать, чтобы научить ребёнка правильно жевать и глотать твёрдую пищу? Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать одним предложением: необходимо кормить кроху твёрдой пищей. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Советы семейных психологов

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.

    д.

  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Выберите посуду

Прежде всего надо выбрать удобную для малыша посуду. Лучше, если у него будет свой комплект: столовые приборы, тарелка, чашка. Не забудьте и про нагрудник, который защитит одежду в момент приема пищи. Такие нагрудники бывают очень разные: от простых тканевых до прорезиненных с удобным кармашком для упавших кусочков.

Приборы лучше купить детские, так как у них очень удобная конструкция: у ложки маленький черпачок, а у вилки закругленные концы, снижающие риск травмы. Также у них немного утолщенная ручка, которую юному исследователю легко держать в неловкой ладошке. Главным критерием выбора тарелки, ассортимент которых на рынке огромен, можно назвать прочность. Пластиковая мисочка с высокими краями подойдет лучше всего. На дне может быть рисунок, который ребенок увидит, когда всё доест. Но это вовсе не обязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector