Рисуем с детьми
Содержание:
- Творческие мастерские
- Организация рабочего пространства
- Особенности рисования маленьких детей
- На что стоит обратить внимание?
- Рисование человека с детьми 3-4 лет
- Что купить ребенку для рисования
- Изображаем маленького ребенка в полный рост
- Обучение рисованию ребенка 4-5 лет
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- С чего начинать рисование?
- Учим рисовать линии
- Осенний пейзаж – поэтапное рисование для детей
Творческие мастерские
Детская творческая студия Союза московских архитекторов (ДТС СМА)
Студия открылась в 2010 году на базе Союза московских архитекторов. Слушателям предлагается 21 курс, возраст студентов — от 4,5 до 16 лет. Занятия проходят раз в неделю. Студия работает с октября по май, открыта каждый день, можно подобрать курс и удобное время, соответствующее возрасту ребенка. Преподаватели — выпускники МАРХИ, архитекторы-практики из московских архитектурных бюро, имеющие реализованные проекты в области городского строительства и профессиональные премии. ДТС СМА (и дети, и преподаватели) — традиционный участник профессиональных фестивалей, городских праздников, работы юных архитекторов нередко можно увидеть среди экспонатов выставок.
Помимо практических занятий раз в неделю проходят лекции по истории искусства, культуры и архитектуры. Работая в атмосфере полной творческой свободы, будущие архитекторы получают возможность поиска своего способа воплощения художественной идеи, выработки собственной творческой манеры, индивидуального авторского почерка. Мастера студии, инициируя этот поиск путем постановки творческой задачи, ненавязчиво сопровождают юных художников в движении к цели, лишь по необходимости корректируя его траекторию.
Творческие мастерские ЦСИ «Винзавод»
Открылись в 2009 году группой энтузиастов, задумавших это пространство таким, чтобы сюда хотелось приводить собственных детей. Строгой и расписанной образовательной программы нет, занятия проходят в легкой и непринужденной игровой манере. Для детей от 3 лет работают 15 творческих студий и группа «Творческий детский сад и продленка», где малыш проводит время в обучающей творческой активности.
Арт-студии в Культурном центре «ЗИЛ»
В самом крупном культурном центре столицы художника со своими уникальными идеями и видением мира видят в каждом ребенке. Киношкола и школа анимации, мастерские керамики и художественного проектирования, студии изо и цифровой фотографии — искусству во всем его современном многообразии здесь обучают с 4 до 16 лет.
Несмотря на демократичные условия обучения (на некоторые программы присоединиться к группе не поздно в течение всего года), знакомство с миром искусства здесь основательное, а подход к обучению серьезный. Так, в студии рисования создано максимальное приближение к программе художественной школы.
Студия «Летал и шагал»
«Летал и шагал» — это не изостудия, это философия творческой жизни. По отзывам детей и родителей это мастерская с особой душевной атмосферой, свободой творческого труда и взаимного уважения. Работает с 2011 года для детей от 3 до 10 лет. С помощью современных мультимедийных средств детей знакомят с лучшими образцами изобразительной культуры от древних времен до новейшего актуального искусства. Отталкиваясь от классики, в практической работе здесь не предлагают готовые шаблоны и схемы. Здесь знают, как не надо учить. Включая в контекст мировой культуры, детей стараются увлечь так, что они сами найдут свой творческий способ выразить эмоцию, идею, впечатление имеющимися средствами.
Школа искусств Перотти
В 2009 году Итальянский культурный центр и посольство Италии поддержали идею художников Федерико и Светланы Перотти о создании художественной школы. Так появилась Школа искусств Перотти, получившая признание за созданный метод интуитивной живописи. Школа предлагает годовые программы развития детей 3–4, 4–6, 7–9 лет и подростков 10–12 и 13–16 лет. За 30 занятий юные художники познакомятся с миром живописи, секретами мастерства великих художников, научатся открыто выражать себя художественными средствами, мыслить как художники. Школу отличает индивидуальный подход к каждому студенту, составленная с учетом возрастных особенностей программа, интересные творческие задачи.
Организация рабочего пространства
Рисуют только на столе, который покрыт скатертью. Это приучит ребенка к порядку. Карандаши цветные и простые складывают в специальные стаканы, ластики и точилки в пенал.
Важно! Ребенка нужно сразу приучать к тому, что он должен не только организовать себе пространство, но и прибираться за собой. Акварель и гуашь хранится в ящике стола и достается только при необходимости
Воду лучше наливать в специальную непроливашку. Кисти после использования нужно тщательно мыть и к этому сразу приучают ребенка
Акварель и гуашь хранится в ящике стола и достается только при необходимости. Воду лучше наливать в специальную непроливашку. Кисти после использования нужно тщательно мыть и к этому сразу приучают ребенка.
Основные техники
Научить детей делать красивые рисунки не так просто. Этот навык нужно постепенно вырабатывать. В этом поможет рисование простых линий — на листе ставят две точки и соединяют их. Делать это нужно без линейки.
Специальные картинки помогут научиться штриховать. Для этого нужно заполнить объект прямыми линиями
Дошкольникам можно показать, как делать градиент. Эта техника поможет научиться делать легкие переходы цветов. Для этого берут простые карандаши разной твердости и показывают изменения в оттенках на бумаге.
Особенности рисования маленьких детей
Если присмотреться внимательнее, дети отличаются от взрослых не только своими размерами. Пропорции тела и лица у детей совсем не такие, как у взрослых людей.
Именно поэтому прежде, чем рисовать детей, надо внимательно проследить за соотношением всех пропорций. Ведь, изображенный на бумаге или холсте взрослый человек маленьких размеров — это еще не ребенок.
Различия в размерах головы ребенка и взрослого
Основное отличие — размеры головы. У маленьких детей лобная часть по отношению к лицу значительно больше. Череп у маленького ребенка еще не сформирован полностью, поэтому лицо пока еще небольшое.
Особенности пропорций детского лица
Подбородок у детишек пока еще тоже развит не до конца. Рисуя личико малыша в профиль, этот факт надо учитывать. Подбородок не должен выступать до уровня верхней губы. При этом у детей часто имеется то, что взрослые называют вторым подбородком.
На следующей картинке можно наглядно увидеть различия в пропорциях лица ребенка и взрослого человека:
Брови расположены довольно близко к носику из-за того, что лицо само по себе занимает небольшую площадь. И только радужка глаз уже имеет полноценные размеры, благодаря чему глаза детей кажутся такими большими.
Особенности изображения детского тела
Само тело по отношению к голове кажется непропорционально небольшим по сравнению с телом взрослого человека. На самом деле разница в соотношении не так велика, но ее нужно учитывать. Еще отметим, что у детей пока не вытянулась длинная «лебединая» шейка из-за чего голова опять же кажется намного крупнее.
Прежде чем приступать к рисованию, постарайтесь изучить «натуру». Рассмотрите ребенка, найдите побольше удачных фотографий и рисунков. И вперед!
На что стоит обратить внимание?
Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?
До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило — всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.
Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?. Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии
Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.
Рисование человека с детьми 3-4 лет
Занятия изобразительным искусством с детьми младшего дошкольного возраста хорошо развивают внимание и зрительную память
Перед началом обучения важно познакомить ребенка с общими принципами строения человека на примере кукол: наличия таких важных составляющих, как голова, шея, туловище, руки и ноги
Предложить ребенку взять куклу в руки, чтобы самостоятельно оценить длину и толщину частей тела, их пропорциональное соотношение, положение относительно друг друга.
Прежде, чем приступить к рисованию, можно подготовить шаблон человека. Он может быть выполнен как схематическое изображение, либо в виде аппликации. Последний вариант будет легче для понимания, поскольку в младшем дошкольном возрасте ребенок воспринимает изображение целостно, не детализируя его.
Для этого нужно вырезать из цветной бумаги простые геометрические фигуры:
- круг – голова;
- широкий прямоугольник – туловище (или треугольник – как вариант изображения девочки в платье);
-
продолговатые прямоугольные полоски – руки и ноги.
Рисуем человека поэтапно для детей дошкольного возраста.
Сначала следует предложить ребенку самостоятельно сложить человека из готовых фигур. Как только принцип построения станет понятен – можно приступать к рисованию. Главное – пробудить интерес ребенка к новой деятельности, не прибегая к прямому принуждению.
Человека рисуют в несколько этапов:
- начинают с головы – круг;
- ниже располагается прямоугольник, или треугольник — туловище, которое соединяется с кругом короткой прямой линией – шеей;
- от верхних углов прямоугольника, или чуть ниже верхней вершины треугольника отходят две прямые линии – руки;
- снизу туловища рисуют еще две линии – ноги.
Рисуем человека поэтапно для детей, а затем, когда ребенок освоит технику элементарного схематического изображения человека, ее усложняют, добавляя плавность линиям и объем рукам и ногам.
Чтобы пробудить заинтересованность у малыша, следует предложить ему различные техники рисования – от карандашей до красок. Это может быть необычный способ – с помощью пальцев, поролона, или ватных палочек. Главное – дать ему свободу выбора, даже если это будет идти вразрез с поставленной задачей.
Что купить ребенку для рисования
Залог хороших занятий по рисованию – правильная подготовка процесса. Дети ждать не любят, и если случится творческий порыв, нужно быть готовым на 100%:
- Бумага. Берите листы формата А3. Дети в 4-6 только развивают свой глазомер и, увлекшись рисованием головы зверя, забывают оставить место для туловища.
- Простой карандаш. Дети им пользуются для создания базовых контуров. Берите с пометкой НВ, он не крошится и не слишком жирный.
- Ластик. Это незаменимая вещь для стирания лишних границ и черточек. Можно купить, а можно сделать эксклюзивный, при помощи специального пластилина. За одно вспомните занятия по —лепке из пластилина—, что неплохо для разнообразия деятельности.
- Цветные карандаши и фломастеры. Чем шире их палитра, тем счастливее ребенок.
- Точилка. Не экономьте, купите хорошую, профессиональную. Так малыш не будет сердиться, что она не точит, ломает стержень и т. п., а будет с удовольствием рисовать.
- Восковые мелки. Ими хорошо контуры закрашивать.
- Краски. Если малышу 4-5 лет – это гуашь. В 6 лет можно дать малышу акварель. Эти краски прозрачные, живые, но требуют определенных навыков.
- Кисти. Выберите большую (для фона), среднюю (для широких линий) и маленькую (для прорисовки контуров). Диаметр древка подберите такой, как у пишущей ручки – пальцы ребенка начнут готовиться к начертанию букв и цифр.
- Баночка для воды. Можно использовать обычный стакан или купить специальный.
- Палитра. Ребенку непременно понадобится смешать цвета.
- Цветные мелки. Кто знает, вдруг вдохновение посетит ребенка на прогулке?
- Мыло и полотенце. Каким бы аккуратным не был ребенок, если он работает с красками, в них будут и руки по локоть, и щеки, и нос. Вы уж поверьте.
Когда все куплено, внимательно отнеситесь к творческому уголку ребенка:
- Освещение. Место для рисования должно хорошо освещаться – проблемы со зрением в столь юном возрасте никому не нужны.
- Доступность. Все художественные принадлежности ребенок должен доставать, не вставая со стула.
- Практичность. Позаботьтесь о том, чтоб все поверхности поддавались легкой очистке и чтоб ребенок был в состоянии сам убрать за собой.
Когда все готово, можно приступать к работе!
Изображаем маленького ребенка в полный рост
Лежащий младенец выглядит очень мило. Давайте попробуем сделать и такой рисунок.
У маленького ребенка соотношение размеров головы по отношению к туловищу намного меньше, чем у взрослого человека. Не забываем об этом. Кроме того, нужно будет учесть и милую младенческую припухлость.
- Первым делом рисуем окружность. На ней, как и в предыдущих мастер-классах, намечаем часть, на которой будет располагаться, собственно, личико малыша.
- Так как мы рисуем лежащего младенца, то глаза, нос и рот намечайте в левой части окружности. Не забудьте о пропорциях.
- Вокруг будущего личика нарисуйте контуры головы и наметьте нижнюю часть поверхности, на которой лежит ребенок. Пусть это будут, к примеру, детские весы.
- Дальше вы уже умеете — глазки, носик и ротик. Да, еще маленькое ушко.
- Теперь пробуем поэтапно нарисовать тело. Сначала наметьте их простыми линиями — как расположены ручки, ножки и тело. Так как малыш совсем маленький, шею у него совсем не видно.
- После этого прорисовывайте грудку и ручки. Побольше округлостей, на запястье можно нарисовать складочку.
- Далее очередь милых пухлых ножек.
- Теперь нарисуйте контуры детских весов.
- Получившийся рисунок можно заштриховать, затенить и раскрасить.
Не так уж и сложно, не правда ли?
Обучение рисованию ребенка 4-5 лет
Уроки рисования для детей 4-5 лет направлены на обучение художественно-творческой деятельности. Все материалы, которые заранее подбираются педагогом, должны быть доступны детям дошкольного возраста. Они должны понимать суть темы, чтобы правильно изобразить на бумаге определенный предмет.
Как обучить рисованию дошкольника в возрасте от 4 до 5 лет
Многие часто задаются вопросом, как научить ребенка рисовать в 5 лет. В этом процессе важную роль играет семья. Прежде чем отвести ребенка в детский сад, нужно дома создать благоприятную атмосферу, например, пригласить малыша поиграть с фломастерами, карандашами. Желательно вместе изобразить несколько узоров.
Важно! Если простые уроки рисования для 4-летнего ребенка интересны, тогда можно приступить к выполнению сложных деталей, например, правильно выполнять линии контуры, штрихи
Польза рисования для развития ребенка
Польза рисования для детей обоснована с научной точки зрения:
- художественные занятия развивают мелкую моторику, а это стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи;
- у ребенка развивается пространственный интеллект, а также воображение;
- через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумаге свое психологическое состояние;
- рисование красками для детей считается умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям, неврозам;
- систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность;
- через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы или явления.
Какую пользу приносит для дошкольника художественная деятельность
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Юные художники шаг за шагом начинают осваивать более сложные техники рисования. Их изображения становятся схематичнее и понятнее, а темы для творчества разнообразнее. В этот период идёт освоение сюжетного рисунка. К композиции из предметов добавляются всевозможные объекты: дождь, солнце, облака.
К 4-5 годам дети знают основные геометрические фигуры и могут их изобразить, имеют представления о величине и расположении предметов. Рисуя человечка, малыш начинает прорисовывать его лицо: глаза, брови, нос, рот, волосы. Развивается образное мышление. Расширяются границы воображения. Формируется оригинальность и произвольность.
Польза рисования для детей
Почему все педагоги и психологи рекомендуют начинать рисование с детьми как можно раньше? Научить малыша рисовать действительно важно. Детям раннего и дошкольного возраста творчество полезно по таким причинам:
стимулирует мелкую моторику и логику;
развивает речь;
помогает формулировать мысли, предложения;
улучшает функцию самовыражения;
способствует самоутверждению;
учит принятию нестандартных решений;
развивает память и внимание;
способствует улучшению трудолюбия, усидчивости.
Также это искусство закладывает эстетическое восприятие мира и уже с малых лет выявляет творческие наклонности ребенка.
Возраст начала рисования
Потребность рисовать у ребенка может возникнуть уже в младшем возрасте – в 1 год или чуть позже. У большинства малышей отчетливо просматривается тяга к ярким цветам, желание изобразить что-то на бумаге к 1,5-2 годам. Конечно, первые рисунки представляют собой размалеванные пятна, зато ребенок с каждым разом трудится все активнее. Также нередко его «таланты» становятся заметными на мебели, стенах, обоях, но психологи не рекомендуют сильно ругать ребенка за это, чтобы не отбить желание творить.
Примерно к 4-5 годам дети уже могут начинать посещать уроки рисования, если есть желание и склонность. Красивые картинки можно научиться рисовать и дома, занимаясь с родителями. В интернете сейчас много полезных мастер-классов, тематической информации. Дети 7-8 лет и старше могут ходить на занятия школьного кружка по рисованию, где им расскажут об основах живописи и научат многому интересному.
Какие краски подойдут – выбор материала для детского творчества
Для рисования детьми с 4-х лет уже можно приобретать гуашь. Начинающим эти краски подходят прекрасно. Их плотность позволяет последовательно накладывать цветные слои, закрашивать испорченные фрагменты. Обычно для раскрасок или рисования картинок в альбоме достаточно набора из 6 цветов, из которых можно получить много новых оттенков. Детям постарше лучше купить более крупные наборы – 10 цветов и больше. С 6 лет уже можно переходить на акварельные краски, а в 7-9 – применять для творчества акриловые красители (например, для рисования на фольге, ткани).
Как заинтересовать ребенка в рисовании
Если у дошкольника есть хоть малейшая тяга к рисованию, родители должны задуматься о том, чтобы развить его способности. Чтобы малыш не потерял интерес к творчеству, его можно записать в художественный кружок, студию или прибегнуть к индивидуальному обучению с частным преподавателем.
Категорически не рекомендуется записывать ребенка в специализированное заведение против его воли. Карапуз должен с удовольствием посещать занятия, в противном случае это не принесет никаких результатов.
Организация рабочего пространства
Чтобы дошкольник мог заниматься рисованием в домашних условиях, ему нужно подготовить рабочее место. Малыш должен видеть изображение полностью, поэтому для рисования следует взять мольберт или же рисовать на полу
Отдельное внимание следует уделять освещению, поскольку свет должен падать с противоположной стороны от руки, которой малыш рисует
Пример организации рабочего места детям
Что касается рабочих материалов, то вода должна находиться справа (если малыш — левша, то слева), краски — над рисунком или возле воды, а палитра для смешивания цветов — в руках. Если палитра будет стоять возле красок, то в процессе работы можно случайно капнуть на картину, испортив ее.
С чего начинать рисование?
Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.
Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.
Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.
Не забудьте про сказки Сутеева «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка». Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.
Учим рисовать линии
Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.
Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.
«Соединялки». Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:
- Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды…).
- Соедини линиями печенье такой же формы.
- Соедини линиями фрукты с тарелкой.
- Соедини предметы одинакового цвета.
Постепенно можно усложнять задания.
«Дорисуй картинку». Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:
- ножки грибов;
- ручки зонтиков;
- стволы деревьев;
- лучи солнца и т.д.
Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.
Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.
Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.
Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.
«Обведи предмет». Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.
И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.
«Дорожки». Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.
Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.
Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.
Осенний пейзаж – поэтапное рисование для детей
Самый простой способ для детей 4-5 лет рисовать красками – создать пейзаж.
Возьмем осенний – он самый красочный:
- Используя голубую, синюю и белую краски, изобразите небо. Пусть оно к верху листа будет ярче, а ближе к середине – бледным.
- Наберите в палитру оранжевой, желтой коричневой и капельку зеленой краски. Проведите под небом холмик и разрисуйте мазками из подобранной палитры. Зеленого нужно совсем немного, это же осень.
- Возьмите коричневую краску для обычного дерева и белую, если малыш пожелает березку. Нарисуйте ствол и ветви. Мы выбрали обычное лиственное дерево.
- Наберите в палитру желтых, красных, оранжевых красок и каплю зеленых. А дальше рисуем листья в той технике, которая нравится малышу. Можно отпечатками пальцев, оттисками кисти, можно – маленькой губкой или штампом, сделанным из сложенной бумаги на скорую руку. Любой способ даст отличный результат, главное, чтоб листьев было много и все разноцветные.
- Вот как такой пейзаж выходит у разных детей: