Как церковь относится к эко?

Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Бесплодие: медицинское толкование

Медицина определяет бесплодие как неспособность женщин и мужчин детородного возраста к деторождению. При этом женщина не способна зачать, а мужчина оплодотворить яйцеклетку. В обывательской традиции принято считать причиной отсутствия детей проблемы в женском здоровье. Между тем, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, виновным в отсутствии потомства в 45% случаев является мужчина, ещё 15% приходится на генетическую несовместимость и только в 40% эпизодов бесплодия причиной являются патологические изменения в женском организме.

В медицине насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие

Диагноз бесплодие ставится, если у супружеской пары, не прибегающей к каким-либо методам контрацепции, при наличии постоянной половой жизни в течение года не наступает беременность. Медики называют причиной бесплодия нарушения в эндокринной и мочеполовой системах организма обоих или одного из супругов. Супружеская пара совместно проходит обследование и лечение, состоящее из следующих пунктов:

  • беседа с узкими специалистами;
  • клинические и лабораторные исследования;
  • терапевтическое или хирургическое лечение.

Следует знать, что диагноз абсолютное бесплодие ставится женщинам в 7% случаев, а мужчинам в 5% диагнозом. При этом процент относительно бесплодных пар, в которых супруги генетически не совместимы, составляет 30-40% от всего количества обратившихся за помощью в медицинские учреждения.

Это интересно: Православие и язычество — отношение и мнение, главные отличия от православной церкви

Как смириться с бесплодием?

Смирение – это принятие воли Божией по отношению к жизни человека, какой бы жестокой она не казалась. Как паре смириться с бесплодием, православие дает четкий ответ. Отсутствие потомства – это настоящее испытание для отношений, проверка любви. Когда объединяет совместная беда, это может сплотить, помочь быть более чуткими, стать ближе, а может и отдалить друг от друга.

Церковь говорит о бесплодии — это не приговор, нужно молиться и ждать. Христос сказал: «Просите и дастся вам». Многие праведники рождались после долгих молитв уже от пожилых родителей. Истории Авраама и Сарры, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны своим примером терпения и смирения вдохновляют сегодняшние пары.

Воля Божия не открывается быстро. Если супруги усердно молятся, прилагают все усилия, совещаются со священником — Бог даст им знать, ожидать ли им чуда, проходить лечение, или усыновить малыша.

Когда церковь относится к ЭКО отрицательно

Существует ряд случаев, когда к лечению методом экстракорпорального оплодотворения церковь относится отрицательно.

  1. Манипуляции с эмбрионом, когда предполагается его консервация или заморозка. Такое неодобрительное отношение к ним объясняется тем, что эмбрион в православии — это живое существо. Таким образом, при отборе жизнеспособных зародышей происходит их убийство — а это грех. Более того, при таких манипуляциях обесценивается жизнь человека: она рассматривается как нечто второстепенное.
  2. Применение донорских клеток. Беременность и роды в таких случаях связаны с нарушением целостности и неповторимости брачного союза. Более того, это нарушает достоинство будущего ребенка как личности (так, он теперь не имеет права на единственных и неповторимых родителей).
  3. Приверженцам нетрадиционных семей также надо знать, как церковь относится к искусственной инсеминации. Нетрадиционная семья является грехом, так как подрывает нравственные устои и противоречит основным догматам православия.
  4. Если ЭКО применяется одинокой женщиной и мужчиной.
  5. Если при получении сперматозоидов используется мастурбация. Дело в том, что она рассматривается православной церковью как грех. Для этого существуют медицинские методики.

Таким образом, при искусственном оплодотворении существует большое число ограничений, связанных с особенностями учения православной церкви. В большинстве случаев, ЭКО считается греховным деянием, и только некоторые исключения являются основанием для положительного отношения священника к такой процедуре.

Что скрывают ученые?

Что бы нам ни говорили о гуманных целях проведения ЭКО, по своей сути репродуктивные технологии – это бизнес, и, как и всякий бизнес, они чреваты разного рода коммерческими секретами. Притом что врачи наблюдают за развитием «экошных» младенцев, но на сегодняшний день нет официальной статистики о том, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате ЭКО. С одной стороны, понятно – почему: такая статистика идет вразрез с интересами родителей, получивших долгожданного ребенка, которые не хотят разглашения тайны рождения их малыша. Но с другой стороны, отсутствие научных данных об ЭКО-детях дает почву для развития разного рода мифов вокруг этой темы. Народная молва, как и мифы, никогда не возникает на пустом месте и, как правило, несет в себе важную информацию.

Конечно, это частное мнение специалиста, а не официальная статистика. Но это и не реклама, ориентированная не столько на объективную информацию, сколько на получение прибыли. Обществу и науке как минимум необходимы данные о том, насколько благополучно рождаются ЭКО-дети, естественно ли адаптируются в обществе: чем болеют или, наоборот, не болеют, насколько они способны к работе и учебе, успешно ли устраивают свою личную жизнь, каких рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научно-исследовательского направления по этому вопросу настораживает.

Православная церковь об искусственном оплодотворении

Нарастающая популярность ЭКО связана не только с масштабными возможностями новых технологий. С каждым годом количество семейных пар, которые не могут зачать ребенка, увеличивается. Поэтому спрос на возможности экстракорпорального оплодотворения постоянно растет. Так почему церковь против ЭКО? Ведь рождение ребенка делает семью крепкой и полноценной, приносит многим парам жизненный смысл?

Учитывая глобальность и важность проблемы, русская православная церковь (РПЦ) издала документ «Основы социальной концепции РПЦ». Его 12 глава посвящена проблемам искусственного зачатия

Однако в нем есть ряд неточностей, из-за которых возникает путаница в принципиально важных вопросах.

Так, концепция выделяет два метода «научного» зачатия:

  • Искусственное;
  • Экстракорпоральное.

При этом первая «методика» одобряется церковью, а вторая попадает под строгий запрет.

Такое разделение является главной ошибкой, так как искусственным называют любое оплодотворение, выполненное с помощью вмешательства медиков. Экстракорпоральное оплодотворение – отдельно взятый метод, с помощью которого на свет появляются малыши «из пробирки». Неправильная трактовка определений и вызывает путаницу у верующих. Рассмотрим, что же представляют собой с точки зрения Концепции эти «методики», а также в чем их различие, по мнению представителей церкви.

Что говорят юристы

Представители защиты врачей, арестованных по делу, считают необоснованными предъявленные им обвинения. 

По словам адвоката Игоря Трунова, следствие квалифицирует обычную мировую практику репродуктивных технологий как торговлю детьми. Документы по каждому случаю рождения ребенка оформлены государственными органами надлежащим образом. Защитник отметил, что в деле нет установленной причинно-следственной связи халатности врачей и гибели ребенка.

«Дело, конечно, категорически не про врачей — если у лиц, на которых оформлялись свидетельства, отсутствует генетическая связь с детьми, то врачи, допуская такие циклы, действовали в условиях правовой неопределенности — структура приказа Минздрава № 107н о вспомогательных репродуктивных технологиях такова, что позволяет толковать сочетание суррогатного материнства и донорских эмбрионов как допустимое. При этом судебная и административная практика признает такие циклы (ЭКО+СМ+полное донорство) нарушением порядка приказа № 107н, нередко отказывая бенефициарам таких программ в признании их родительского статуса и признавая клиники виновными в грубом нарушении лицензионных требований», — считает управляющий партнер адвокатской группы «Онегин», член Комиссии по этике и праву Российской ассоциации репродукции человека Ольга Зиновьева.

По ее словам, действия врачей в условиях правовой неопределенности исключают всякий умысел на нарушение. Эмбриолог не участвует в клинической работе. 

Юрист отметила, что многие обстоятельства дела требуют проверки как не бесспорные, но все они относятся к этапу, ответственность за который принимают на себя суррогатные агентства и, как видно из мотивировочной части постановления, — суррогатные матери. 

Адвокат пояснила, что программы ЭКО, сочетающие суррогатное материнство и использование полностью донорских половых клеток, не являются лечением бесплодия — решения судов называют их «скрытой формой усыновления», а следствие интерпретировало как торговлю людьми. 

Церковь против ЭКО

Если вы вдруг захотите взять благословение на ЭКО у православного священника, вам вряд ли это удастся: Православная Церковь определила свое однозначно негативное отношение к ЭКО и ВРТ, которое отразилось, например, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.). Там, в частности, говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения…» Еще в одном документе священноначалия, в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви, которое так и называется – «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010 г.), констатируется: «…Использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом и поэтому недопустимо». К вариациям относятся в том числе и вариации с количеством созданных или уничтоженных эмбрионов человека (редукции). Чем же обусловлена такая весьма однозначная и ясная позиция православного сообщества?

Тот, для кого достаточен авторитет Святого Писания, может ограничиться тем, что Господь неоднократно обращается к человеку: «…Я образовал тебя во чреве…» (Иер. 1:5). И человек в свою очередь признает Бога как Того, «…Который создал меня во чреве, образовал… в утробе…» (Иов 31:15).

Тем же, кому нужны и рациональные аргументы, можем предложить следующие одиннадцать позиций.

Нашим религиозным устоям противоречит:

  1. Обесценивание норм традиционной морали, христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека.
  2. Попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО людьми, не состоящими в браке.
  3. Создание и уничтожение «лишних» эмбрионов как стандартное необходимое условие ЭКО.
  4. Создание искусственной среды и искусственных механизмов зачатия с перспективой создания искусственной матки.
  5. Разрушение традиционной семьи.
  6. Донорство половых клеток как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток.
  7. Безнравственные способы получения мужских половых клеток.
  8. Суррогатное материнство как метод, сопровождающий ЭКО, и превращенная форма проституции и торговли людьми.
  9. Прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) семейных отношений.
  10. Программирование сиротства.
  11. Причинение вреда здоровью женщин и детей как субъектов ЭКО.

Пытливые умы, конечно же, могут углубить свои поиски ответов на вопросы, используя специальную литературу.

На сегодняшний день ЭКО включено в перечень процедур, которые можно сделать бесплатно по полису ОМС. На нее выделена определенная бюджетная квота. Правильно ли это? На первый взгляд, ЭКО не является столь вопиющей жестокостью, как аборт, но при получении государственной поддержки данные технологии, отрицающие традиционную мораль, могут привести к серьезным изменениям в индивидуальном и общественном сознании.

Стоит, прежде всего, осознать, что каждая попытка внедрения этих технологий – это еще один шаг к завершению истории человечества, что проявляется в отрицании моральной реальности Синайского Откровения, в стремлении установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни.

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы,  должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами. Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами. Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

  • Как православная церковь относится к ЭКО
  • Мнение католиков
  • Иудаизм об ЭКО
  • Буддизм об ЭКО
  • Как Ислам относится к ЭКО
  • Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?
  • Что делать, если церковь категорически против ЭКО?

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Это интересно: Православная церковь о кремации — отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Судьба «снежинок» и «криошек»

Фото с сайта aurorahealthcare.co.uk

Оплодотворенные, но не подскаженные эмбрионы отправляют на криохранение. Их могут использовать в случае, если беременность сорвется на раннем сроке. Или подсадить позже, если этого захотят родители, планирующие еще иметь детей. За хранение замороженных эмбрионов надо платить порядка 500-1000 рублей в месяц.

Когда финансовые поступления от родителей прекращаются, клиника оказывается в двусмысленном положении:

уничтожить нерожденных детей врачи не имеют права, а родители часто «забывают» своих «снежинок» (термин принят на Западе) или «криошек», как ласково называют их в России, без присмотра.

Согласно неофициальной статистике, только 50% пар возвращаются за своими будущими детьми.

Что происходит за закрытыми дверями барокамер, мало кому известно. Теоретически существует возможность безвозмездного донорства таких эмбрионов для пар, которые не имеют возможности для зачатия, но на практике и с точки зрения законодательства этот вопрос не урегулирован.

Клиника не может реализовывать такое донорство без согласия родителей, кроме того, нужно сделать массу генетических анализов, чтобы чужой ребенок прижился в теле приемной мамы. Другой вариант, предлагаемый клиниками – передать эмбрионы «для научных опытов».

Большинство женщин, особенно тех, кто все же стал матерями, уже не могут решиться на уничтожение, но, размышляя о повторной попытке, сомневаются, что замороженные эмбрионы будут «свежее», чем полученные от новой стимуляции и более позднего оплодотворения.

«Ребенку почти 3 года. 2 раза заходила в клинику, чтоб утилизировать, но даже произнести эти слова не смогла. Не могу и все. Оплачиваю за хранение 6 000 в год и не жалею.

Никто не знает, что будет завтра. Это мои дети и моей душе спокойно так, значит пусть будет так», — пишет одна из участниц таких дискуссий на форуме про ЭКО. Интересно, что она, не задумываясь, называет его «ребенком», а своих замороженных эмбрионов — «детьми».

Совет, который звучит там чаще всего: постоянно откладывать решение об уничтожении собственных детей, авось ситуация решится сама собой.

Права эмбрионов разных стран

В разных странах закон по-разному регламентирует защиту прав еще нерожденного ребенка.

В США говорить о праве эмбриона на жизнь можно лишь после того, как он закрепился в матке и проявляет признаки жизнеспособности. Поэтому в местной судебной практике существуют случаи, когда один из родителей настаивал после развода на уничтожении уже сформированных и находящихся на криохранении эмбрионов, чтобы избежать их последующего рождения и как следствие – необходимости выплачивать алименты. В Германии действует принцип: жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Поэтому закон защищает права еще не рожденных детей с момента их зачатия. Здесь категорически запрещено проводить предимплантанционную подготовку («селекцию») ЭКО-эмбрионов, редукцию без согласия родителей и опыты на эмбрионах. Запрещено и суррогатное материнство. В Италии запрещена донация эмбрионов на научные исследования, даже если родители сами проявляют такую инициативу, не приветствуется длительная криоконсервация. В связи с реформой Кодекса законов о здравоохранении во Франции в январе 2000 г. было провозглашено, что жизнь человеческого существа должна охраняться с момента первых признаков ее проявления – то есть первичного деления клеток после оплодотворения. Великобритания постепенно движется к тому, чтобы дать эмбрионам все больше прав и гарантировать еще не рожденным детям само право на жизнь

В Ирландии законодательство в этом отношении строже, оно говорит о том что «любая оплодотворенная яйцеклетка должна быть использована для нормальной имплантации и не должна быть намеренно уничтожена». В Австралии действует принцип, согласно которому эмбрион обладает правом подать иск о возмещении вреда, причиненного ему по неосторожности в период его внутриутробного развития. И, наконец, Россия. В России не урегулированы не только права эмбрионов, но и права детей, рожденных раньше срока

Дети, появляющиеся на свет раньше 22 недель беременности с весом менее 500 грамм, официально в документах называются «поздними выкидышами». На них невозможно получить документы, пока не будет установлена их жизнеспособность, их невозможно похоронить в случае гибели – тела утилизируют как биоотходы. Недавно была произведена попытка внести коррективы в часть 2 статьи 17 главы 2 Конституции в формулировке: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента первого сердцебиения» (в настоящее время «от рождения»). Поправка одобрена не была.

В каких случаях церковь относится к ЭКО неодобрительно или негативно?

Православная церковь не одобряет экстракорпоральное оплодотворение, если оно связано с совершением грехов, нарушает права будущего ребёнка или ставит под сомнение основные принципы супружеских отношений.

Стоит рассмотреть случаи, в которых священнослужители относятся к ЭКО неодобрительно или даже крайне негативно:

  • Такие манипуляции с эмбрионами как их консервация (заморозка) или уничтожение. В православии даже человеческий зародыш наделяется свойствами человека. То есть человеческая душа зарождается ещё на этапе зачатия, и, значит, отбор жизнеспособных эмбрионов предполагает намеренное убийство, которое расценивается как тяжкий грех. Что касается остальных манипуляций, то они ставят под угрозу значимость личности человека и его достоинства, заставляя воспринимать жизнь как некий продукт. Поэтому если верующая женщина решилась на ЭКО, то она заранее должна попросить врачей о том, чтобы они использовали для подсадки всех полученных эмбрионов.
  • Использование донорских половых клеток. Оно ставит под сомнение исключительность и целостность брачной связи, нарушает достоинство личности и права будущего ребёнка на единственных родителей, которые будут являться и биологическими, и социальными, то есть фактическими. А ещё, по мнению священнослужителей, такая практика связывается с вмешательством третьих лиц и поощрением безответственности анонимных биологических отцов, которые не будут знать о существовании своих родных детей и не будут принимать участие в их жизнях.
  • Использование ЭКО для зачатия ребёнка в нетрадиционной семье. В таком случае процедура подрывает основы отношений между мужчиной и женщиной, представляет собой угрозу для признанной церковью традиционной семьи.
  • Реализация так называемых «репродуктивных прав» одинокими женщинами или мужчинами. В православной христианской вере указывается, что каждый ребёнок имеет право на двух родителей, а ЭКО изначально лишает его такой возможности, поэтому воспринимается неодобрительно.
  • Получение половых клеток – это ещё одна актуальная этическая проблема, связанная с экстракорпоральным оплодотворением. Дело в том, что для извлечения сперматозоидов в большинстве современных клиник используется онанизм, а рукоблудие расценивается как грех. Но можно найти иной способ. Так, половые клетки могут быть получены в ходе медицинской манипуляции или при нормальном супружеском взаимодействии.

Есть мнение, что ЭКО, в принципе, является греховным способом решения проблемы бесплодия, так как для его разработки проводились многочисленные эксперименты над эмбрионами, приведшие к их смерти. Но с данной точки зрения можно практически любые процедуры и медицинские методы расценивать как противоречащие Библии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector