Мама, дай пройти уровень: как бороться с детской интернет-зависимостью?
Содержание:
- Суть компьютерной зависимости и виды
- Когда стоит насторожиться?
- Угроза из XX века
- Причины компьютерной зависимости у подростков
- Компьютерная зависимость у подростков и дошкольников: куда обратиться
- Риски
- Профилактика и лечение
- Лечение компьютерной зависимости у подростков
- Симптоматика
- Как распознать компьютерную зависимость
- Компьютерная зависимость: рекомендации родителям
- Советы психолога
- Как бороться
- Насколько компьютер вреден для здоровья?
- Диагностика компьютерной зависимости у подростков и детей
- Чего делать нельзя
Суть компьютерной зависимости и виды
Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.
Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».
Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.
Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:
- Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
- Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
- Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.
Когда стоит насторожиться?
Обычно ребенок, склонный к зависимостям, склонен к ним везде. Такую особенность вы можете заметить с очень раннего детства, когда обнаруживаете, что ребенок «залипает» на любой деятельности. Один из признаков «залипания» — ребёнок очень бурно реагирует на отказ: рыдает, бьётся, очень настойчиво требует– это всё повод насторожиться.
Правда, нужно оговориться: необходимо разделять склонность к «залипанию» и аутичные черты. Самое главное при аутичных чертах – когда у нас возникает ощущение, что ребёнок «странный». Для родителей, которые неспециалисты, это – первый признак того, что надо бы сводить ребёнка к врачу.
Кстати, аутичность с компьютерной зависимостью идёт рука об руку, но для аутичных детей компьютер – иногда вообще единственный способ контакта, и их не надо от него отрывать. Здесь я не буду давать никаких рекомендаций, потому что тема очень сложная.
А вот детей с компьютерными зависимостями вы, наоборот, должны обучить получать удовольствие от чего-то ещё и вообще жить, не только пялясь в экран. Принципиальная разница, почти наоборот.
Отдельный разговор – дети с СДВГ, этот синдром в принципе идет в связке с зависимостью. СДВГ в основном связывают с родовыми травмами, при которых страдает префронтальная кора. Обычно это про быстрые, стремительные роды. Но именно в префронтальной коре живет контроль над импульсами, самоконтроль, и воля.
То есть, дети с СДВГ — это как раз и есть наши потенциальные клиенты с зависимым поведением. И, зная, что ребёнок в целом к такому поведению предрасположен, его мы контролируем тщательней и дольше.
Фото: telegraph.co.uk
Угроза из XX века
Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.
С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.
Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.
Невидимые враги
Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:
- неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
- потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
- отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
- ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
- потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
-
нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.
В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:
- отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
- нервно-психические расстройства разных типов;
- соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.
Сложности терминологии
Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.
Где прячется опасность
Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:
- подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
- зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
- пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
- коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
-
у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).
Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.
Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.
Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:
Причины компьютерной зависимости у подростков
Почему возникает компьютерная зависимость у подростка? На самом деле причины одинаковы для всех возрастов. Среди них можно выделить:
- Доступ к большому количеству информации. Если человек любознательный, постоянно находится в поиске конкретных вопросов, тогда он не может не сидеть за компьютером, который через сеть Интернет дает ему доступ к большому количеству информации. Так, человек, который часто болеет, хочет разбогатеть либо имеет трудности в общении с противоположным полом, будет постоянно искать полезную информацию в сети.
- Доступ к играм различного формата. У всех людей вкусы и интересы разные. Однако игр существует на сегодняшний день столько много, что они удовлетворяют любым запросам. Компьютерные игры – это своеобразная замена настоящей жизни. Если человеку скучно жить, у него нет интересов, он постоянно сталкивается с проблемами и неудачами, является одиноким, тогда он легко может стать зависимым от игр, где наконец-то он может воплотить свои мечты, которые недосягаемы в реальности.
- Доступ к фильмам, сериалам и прочим увлекательным передачам. Многие люди, особенно взрослого возраста, увлекаются компьютерами, поскольку там можно посмотреть свои любимые сериалы, послушать полезную передачу либо поиграть на тотализаторах. Другими словами, чтобы чем-то себя заинтересовать, уже не нужно ждать время. Интернет доступен круглые сутки.
- Доступ в социальные сети или на сайты знакомств. Для одиноких людей или лиц с физическими изъянами Интернет является отдушиной. Здесь они могут найти себе друзей, которые будут такими же одинокими и несчастными, как и они, или единомышленников. Общаясь с виртуальными друзьями, человеку уже не нужно выходить в реальный мир, где критерии отбора друзей и любимых намного жесткие.
Можно выделить одну общую причину компьютерной зависимости – это неудовлетворенность реальной жизнью. Если человек терпит неудачи, одинок или скучает в реальной жизни, тогда Интернет скрасит его досуг различными способами.
Компьютерная зависимость у подростков и дошкольников: куда обратиться
Если простой тест на компьютерную зависимость (например, попытка отвлечь ребенка от сети) приводит к проявлению агрессии и самостоятельно разрешить ситуацию не получается, лучше обратиться к специалисту.
Опытный психоаналитик выяснит, какие проблемы беспокоят ребенка, проведут с ним беседы и помогут победить зависимость. Если простые сеансы общения не помогут, психолог может предложить гипноз – во многих случаях аккуратные психоустановки могут раз и навсегда решить проблему с киберзависимостью, однако стоит учитывать, что не все люди поддаются гипнозу. Также врач может предложить медикаментозное лечение – чаще всего этот метод используется при наличии сопутствующих расстройств (депрессии, тревожных состояний и т.д.).
Антидепрессанты и седативные препараты помогут искоренить источник проблемы – болезненное состояние подавленности и страха, заставляющее ребенка искать выход в компьютерном мире.
Риски
Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:
- нарушенное чувство реальности;
- нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
- потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
- потеря критического мышления;
- снижение активности и работоспособности;
- проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.
Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.
Профилактика и лечение
Способы и принципы избавления от интернетомани такие же, как и от пристрастия к компьютерным играм. Любая киберзависимость – это следствие внутриличностных и межличностных проблем. Вот почему ее нельзя
вылечить независимо от воли подростка. Настрой на преодоление опасной привычки и сознательные усилия со стороны самого человека просто необходимы.
Модно сейчас стало устраивать встречи он-лайн, обучения и т. п. Существуют центры поддержки интернет- зависимых людей он-лайн. Все это напоминает службы «телефонов доверия», но, как показывает практика, имеет достаточно низкий коэффициент полезного действия.
Ведь в чем заключаются первые шаги по выводу человека из любой зависимости? Прежде всего в выводе его из психотравмирующей ситуации. В нашем случае – в выведении «пострадавшего» из виртуального мира, а уж потом оказании ему дальнейшей помощи, которую следует начинать с постепенного изменения мыслительных установок и поведенческих стереотипов. Это довольно длительный процесс, что легче не допустить попадания подростка в интернет-зависимость, чем потом заниматься вытаскиванием его оттуда.
Можно попытаться поучаствовать в заседаниях клубов анонимных алкоголиков или наркоманов или создать по их типу клубы интернет-зависимых подростков. Но здесь возникают две проблемы. Первая – кто будет создавать, и вторая – кто будет ходить? Подростки? Или их родители? Да и много ли тех родителей? А кто будет все это оплачивать в наш свободный от всех обязательств век?
В отличие от алкоголиков и наркоманов, где необходимо полностью отречься от употребления соответствующих веществ, при интернет-зависимости не нужно этого делать. Необходимо научиться умеренно и управляемо пользоваться Интернетом, потихонечку ограничивая себя по времени и задачам. Со временем подросток сможет контролировать свои действия и время нахождения в Интернете. Для этого возьмите на вооружение следующие правила:
Правило первое. Не отклоняться от поставленной перед собой целью работы в Интернете ни на шаг. Запретить себе просто бродить по сайтам развлекательного характера. Если вы еще на них не были, походите, посмотрите, засеките время нахождения там и после этого проанализируйте результаты. Овчинка выделки не стоит.
Правило второе. Входя в Интернет, не нужно отвлекаться на различные рекламы, сомнительные ссылки на что-либо, постоянно возникающие картинки и т. д. Четко следуйте своим задачам, в противном случае несколько лишних часов нахождения в Интернете можете смело вычеркивать из вашей жизни.
Правило третье. Никогда не заходите на сайты с оккультно-мистическим содержанием. Современные нетрадиционные религиозные организации (религиозные секты) могут настолько увлечь подростка, что потом его будет практически невозможно освободить от этой зависимости.
Не стоит также заходить на сайты, где можно найти материал по терроризму. Некоторым подросткам, ради интереса, может захотеться изготовить отравляющее или взрывчатое вещество, потом попробовать его в действии. Заканчиваются эти и подобные им эксперименты в лучшем случае большим тюремным сроком. В худшем – можно остаться калекой или расстаться с жизнью.
Правило четвертое. Ограждайте себя от сайтов, где пропагандируется порнография, киберсекс и выложены съемки сцен насилия.
Конечно, можно поставить фильтры, отсекающие доступ к подобным сайтам. Или ввести пароль на пользование Интернетом. Но нет гарантии, что подросток не преодолеет ваши ухищрения, да и у одноклассников таких фильтров и паролей, скорее всего, не будет.
И еще. Родители, не нужно считать, что нахождение подростка в Интернете дает вам возможность заниматься своими делами. Через непродолжительное время вы будете проклинать то время, когда не замечали, или вас устраивало, что подросток не отходит от компьютера.
Психология подростка такова, что он будет специально мешать родителям, чтобы они получали удовольствие от того, что он замолчал и занялся «своими» делами.
Лечение компьютерной зависимости у подростков
В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.
Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.
Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.
Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.
Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.
Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.
Симптоматика
Если подросток любит проводить время в интернете, но хорошо учится в школе, имеет много друзей и проводит много времени на свежем воздухе, то причин для паники быть не должно. Это не зависимость.
Если же с вышеуказанным есть проблема, следует внимательнее присмотреться к поведению. Симптомы возникновения зависимости у детей:
- Постепенно увеличивается временя, проводимое у компьютера.
- Резкое снижается успеваемости в школе.
- Теряется интерес прежним увлечениям.
- Ухудшается сон.
- Наблюдаются резкие перепады настроения.
- подросток становится раздражительным.
Как распознать компьютерную зависимость
«Как мне понять, зависим ли мой ребенок от гаджетов? В какой момент нужно обратиться за профессиональной помощью?»
Данные варьируются в зависимости от типа гаджетов, но исследование, проведенное в Великобритании, показало: вероятность ухудшения психического здоровья в два с лишним раза выше у тех детей, которые сидят в соцсетях по три часа в день и более4. Ученые, изучающие зависимость от компьютерных игр (например, Дуглас Джентиле), применяют следующие критерии5.
1. Ребенок лжет о том, сколько времени тратит на игры.
2. Тратит все больше времени и денег на то, чтобы испытывать удовольствие.
3. Становится раздражительным или тревожным, когда это время сокращается.
4. Уходит от проблем с помощью игры.
5. Уклоняется от домашних обязанностей или уроков.
6. Крадет игры или деньги на игры.
Дети, подверженные наибольшему риску развития компьютерной зависимости, как правило, обладают характерными чертами: они импульсивны, у них не развиты социальные навыки, низкая толерантность к стрессу, когнитивная негибкость и социальная тревожность.
Мальчики более уязвимы, чем девочки, и генетика тоже играет роль, особенно когда речь идет о генах, регулирующих систему выработки дофамина, и о рецепторах серотонина, которые участвуют в эмоциональной регуляции6. Детям с негибким, навязчивым сознанием и чувствительной системой выработки дофамина очень трудно самостоятельно установить себе ограничения, и такие дети особенно склонны к формированию зависимости. Билл тестировал многих детей, которые говорили: «Я могу перестать играть, но не могу перестать думать об этом».
Если вы признаёте, что ваш ребенок находится в группе риска в плане чрезмерного использования гаджетов, важно договориться о жестких границах. Он должен соблюдать установленные ограничения, если хочет продолжать пользоваться гаджетами
В крайних случаях, например когда ребенок угрожает родителям из-за того, что они не дают ему играть на компьютере, обратитесь за психологической помощью.
Также мы рекомендуем помочь вашему ребенку развить социальные навыки, так как многие обращаются к гаджетам именно потому, что это единственная среда, где они чувствуют себя комфортно и могут общаться с другими детьми.
1 Rosen. Media and Technology Use Predicts Ill-Being Among Children.2Richtel Matt. A Silicon Valley School That Doesn’t Compute // New York Times. October 22. 2011.3 Часто цитируемое исследование Дэвида Мейера и его коллег см. здесь: Rubinstein J. S., Meyer D. E., Evans J. E. Executive Control of Cognitive Processes in Task Switching // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 27(4). 2001. P. 763–797. Работа Мейера и его коллег также обсуждается в ряде статей в популярных СМИ, например см.: Study: Multitasking is counterproductive (Your boss may not like this one) // CNN.com. August 7. 2001; Heing Robin Marantz. Driving? Maybe you shouldn’t be reading this // New York Times. July 13. 2004.4 Gardner Howard. The App Generation. New Haven, CT: Yale University Press, 2014.5Office for National Statistics. Measuring National Well-Being: Insights into Children’s Mental Health and Well-Being // ons.gov.uk. October 20. 2015.6 Gentile Douglas et al. Pathological Videogame Use Among Youth 8–18: A National Study // Psychological Science 20. No. 5 (May 2009). P. 594–602; Pathological Videogame Use among Youth 8–18: A National Study.
Компьютерная зависимость: рекомендации родителям
Чтобы предотвратить развитие зависимости от компьютера у детей и подростков, мы рекомендуем:
Уделять ребенку больше внимания, проявлять любовь и заботу – особенно это важно для детей, у которых не ладятся отношения со сверстниками. Ощущение того, что они нужны и любимы, поможет им устоять перед соблазном сбежать от реальности в киберпространство;
Подавать ребенку правильный пример
Если дома родители практически не общаются межу собой, ребенок перенимает эту модель поведения. Проводите больше времени вместе, интересуйтесь делами и проблемами друг друга, выказывайте поддержку и желание помочь и, самое главное, не проводите все свободное время в гаджетах. Просто покажите ребенку, что жизнь интересна и без интернета;
Приучите ребенка ценить и правильно планировать время, поощряйте его собранность и организованность;
Избегайте насилия и скандалов в семье – это самые частые причины побега ребенка от реальности, в которой ему плохо и страшно;
Помогайте ребенку преодолевать комплексы. Неуверенные в себе дети чаще подвержены зависимости от компьютера;
Не давите на ребенка и не ругайте его за то, что он стремится быть все время в сети. Поговорите с ним и узнайте, почему ему некомфортно в реальном мире, что его беспокоит, что пугает и расстраивает, а затем попытайтесь вместе решить эти проблемы.
Советы психолога
1
Важно выстроить с больным ребенком не систему запретов, а доверительное общение, а взрослых людей мягко направить на осознание реальных жизненных ценностей и познание красоты окружающего мира. 2
Необходимо правильно критиковать близких (особенно детей), не унижать личность, а высказывать недовольство поступками и поведением, при этом объяснять почему вы считаете, что это нехорошо. 3.
Надо организовывать совместное времяпрепровождение (быт и досуг), без длительного использования гаджетов (туризм, путешествия, уборка дома или сада (дачи), купание в водоемах, бассейнах, походы в магазины, пикники и т.д.). 4
Важно поощрять и помогать развивать иные увлечения зависимых (настольные игры, посещение кинотеатров, занятия спортом, танцами, освоение вело- или автотранспорта, музыкальных инструментов, чтение книг и т.п.). 5
Необходимо дать почувствовать близкому человеку вашу готовность помочь и поддержать, любовь и уважение к его личности, внутреннему миру, интересам и увлечениям. 6. Нужно постепенно сокращать время пребывания больных за компьютером и осуществлять это постепенно, по мере осознания своей зависимости (у взрослых) или путем замещения другими видами деятельности (у детей).
При своевременном обращении к специалистам и адекватном лечении можно благополучно и без последствий для психики избавиться от компьютерной зависимости.
Как бороться
Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом
лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:
не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с
интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни,
обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и
саморазвития;
установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь
обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать,
лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не
обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно
«зафрендиться», регулярно просматривать обновления его странички,
участвовать в обсуждениях
Вы же современные родители современного
ребёнка!
Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений
и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните
домашний запас настольных игр
Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок
мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес –
тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.
Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым
важным шагом является установление так называемого
родительского контроля.
Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго
ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того,
программы родительского контроля способны не только информировать родителей
о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети,
блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность
работы на них.
Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому,
выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей
профилактикой интернет-зависимости.
Насколько компьютер вреден для здоровья?
Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей.
Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике — делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста
И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки)
Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование — правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.
Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.
Диагностика компьютерной зависимости у подростков и детей
Компьютерная и интернет зависимость у подростков и детей имеет целый ряд признаков, по которым родитель может определить, что ситуация принимает опасный поворот и требуется вмешательства специалиста:
- Ребенок не соблюдает временных рамок использования компьютера, и даже по истечении оговоренного времени не может оторваться от игры;
- Домашние дела, порученные ребенку (например, мытье посуды, уборка в комнате, выгул домашних питомцев), отходят на задний план из-за желания подольше посидеть за компьютером;
- Игра или серфинг в интернете становятся для ребенка важнее, чем встречи с друзьями и общение с близкими;
- Естественные нужды не могут заставить ребенка оторваться от интернета, и он пользуется планшетом/телефоном даже в ванной комнате и за едой;
- Ребенок постоянно находится в поиске способа выйти в сеть, и если забрать у него компьютер, он тут же возьмется за планшет или телефон;
- Ребенок постоянно общается в сети даже с друзьями, живущими в соседних квартирах или дворах;
- Учеба и оценки теряют свое значение, ребенок забывает про домашние задания, становится рассеянным и неряшливым;
- Попытка лишить ребенка компьютера вызывает вспышки агрессии, апатию, состояние раздражительности и нервозности;
- Без компьютера ребенок не знает, чем себя занять – ни одна другая вещь его не интересует;
- На любые вопросы о том, чем ребенок занят в сети, ответом служит раздражение, молчание, негатив и даже агрессия;
Чего делать нельзя
Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.
- Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
- Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
- Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
- Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
- «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
- «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
- Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.
Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .