Как правильно развивать малыша в возрасте 6 месяцев?

Введение прикорма

Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.


Таблица введения прикорма с 6 месяцев (Кликабельно)

После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.

Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.

Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу

Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.

Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.

Классификация развивающих игр для детей в 6 месяцев

Новорожденные полностью зависят от мамы и папы, которые должны правильно организовать досуг ребенка. Развивающие игры для детей в 6 месяцев тренируют мышцы, органы слуха и зрения, сенсомоторные навыки.

Развитие речи

К 6 мес. ребенок не выговаривает слова и не понимает до конца их смысл, больше ориентируясь на эмоции. Для речевого развития подойдут следующие игры:

  • Слова-эмоции. Ребенку показывают изображения животных или растений, проговаривая их названия вслух с разной интонацией. Например, слово «зайчик» нужно сказать высоким радостным голосом, слово «волк» или «медведь» низким. Дети по интонации понимают, что до них хотят донести, различают радостный и грустный голос;
  • Во время любой игры всё сопровождается звуками. Хлопают в ладоши – «хлоп-хлоп», ребенку помогают прыгать – «прыг-скок», уронили игрушку – «бах»;
  • Родители называют каждую часть тела крохи, когда его купают, одевают. Нужно изображать звук машинки во время игры, звуки животных и птиц.

Физическое развитие

Игры с малышом, начиная с 6 месяцев, должны развивать у него потребность в движении. Подойдут такие упражнения:

  • Развитие мышц ног и рук. Ребенок лежит на спине, мама помогает ему двигать ручками и ножками, движения можно делать под музыку. Дальше нужно согнуть ножки в коленях и подтянуть к груди ребенка. Он будет сопротивляться, пытаться выпрямиться, отталкивать маму. Мышцы придут в тонус, через 1-2 недели этой нагрузки будет мало, и малыш поползет;
  • Если ребенок уже ползает, можно предложить ему преодолеть препятствия. Пригодится большая картонная коробка, через которую он должен пролезть. Сначала родители показывают, как через «тоннель» проходит мячик или игрушка, после чего предлагают повторить;
  • Прыжки на мяче. Родители держат малыша вертикально, его ступни пружинят на фитболе или резиновом мячике.

Развитие сенсомоторных навыков

Развить тактильные навыки помогут следующие игры для 6 месячного ребенка:

  • Перелистывать странички. Сначала детям нужно давать книги с картонными страничками, постепенно заменяя их на бумажные. Можно посчитать странички, проговаривая: «Это первая страничка, это третья, это шестая»;
  • Выполнять несложные задания: отжать воду с губки, открыть и закрыть коробку, снять носки;
  • Сделать малышу массаж пальчиков, аккуратно нажимая на подушечки;
  • Вручить крохе ненужную кофту с пуговицами, липучками или молнией, показав, как нужно расстегивать и застегивать. Нужно внимательно следить, чтобы молния не защемила его пальцы;
  • Чтобы детские пальчики различали фактуру и размер, можно засыпать в коробку фасоль, макароны, пуговицы, ракушки и дать поиграть ребенку.


Листает книжку

Игры для развития координации

Развить крупную моторику и координацию движений помогут упражнения:

  • Малыша усаживают на колени взрослого, придерживают за руки. Его медленно раскачивают влево-вправо, вперед-назад;
  • Ребенку бросают легкий надувной мяч или шарик, он должен стараться его поймать. Если с первого раза не получилось, бросают еще раз;
  • Тот же мячик дают крохе, чтобы он его подбрасывал или отталкивал ручками.

Развитие слуха и зрения

Для развития зрения пригодится коробка среднего размера. На одну грань нужно наклеить яркую картинку, показать её малышу. Дальше мама переворачивает коробку и удивленно спрашивает: «Куда делась картинка?», побуждая ребенка к поискам.

Развивающие занятия для детей 6 месяцев: примеры и подсказки

Строго говоря, все развивающие занятия для детей от рождения до 4 лет можно назвать комплексными – трудно определить, что именно они развивают больше: внимание, зрение, слух, координацию, мелкую моторику, умение принимать решение и т.д. И всё же, давайте попробуем их классифицировать

  • Весёлые игры. В каждой семье существуют свои собственные традиции – кто-то играет в «ладушки», кто-то в «козу рогатую», но неизменным остаётся одно: все описываемые в потешке события нужно проигрывать, показывая ребёнку связь между словами и действиями.
  • Постижение нового. Нет ничего интереснее, чем время от времени открывать для себя что-то новое. Покажите малышу его отражение в боках кастрюли или пропойте песенку, направляя звук в гулкую чашку. Такие «новости» всегда очень нравятся любознательным деткам!
  • Социализация. Настало время, чтобы у вашего ребёнка появились первые друзья. Конечно, вряд ли он запомнит своего товарища по песочнице, но зато у него появится отличная возможность сообразить, чем настоящие «ляли» отличаются от игрушечных и насладиться общением.
  • Изучение окружающего мира. Заботливая мама с рождения рассказывает крохе, где у него носик, и как называется тот или иной предмет. Уже совсем скоро вы сможете насладиться результатом – ребёнок даст всем этим вещам собственные обозначения.
  • Развитие координации. В этом возрасте ребёнок уже может держать в руках игрушку, а вот хлопать в ладошки – пока нет. Научите его этому, найдя для аплодисментов место в любимой потешке. Совсем скоро он научится «вступать» в игру.
  • Развитие двигательной активности. Нередко случается, что ребёнок в 6 месяцев уже умеет ползать. Поощряйте это умение, позволяя малышку активно обследовать пол квартиры. Помните о том, что с дивана и кровати упасть гораздо легче и болезненней.
  • Игры с мячом. Конечно, ещё рано играть с ребёнком в футбол или волейбол, но можно сесть друг напротив друга и просто покатать мяч от родителя к малышу. Это вызовет массу восторгов и непреодолимое желание научиться самостоятельно управлять своими собственными руками.
  • Укрепление вестибулярного аппарата. Играя с ребёнком в «лётчика», нося его на плечах или катая на ноге, как на качельке, вы укрепляете вестибулярный аппарат малыша, закладывая прочный фундамент тому, что он не будет страдать от укачивания в любом виде транспорта.
  • Обучение самостоятельности. Не секрет, что в этом возрасте ребёнок ещё слишком привязан к маме и для того, чтобы его отвлечь, нужно предлагать что-то на самом деле интересное: например, книжку с яркими картинками или небольшую коробочку, в которую можно складывать различные предметы.

Пользуйтесь любой свободной минуткой для того, чтобы предложить 6-месячным детям развивающие занятия, которые их заинтересуют. Это даёт невероятно радостные результаты.

Умения малыша в 6 месяцев

Все больше способностей приобретает в 6 месяцев ребенок. Что должен уметь ребенок, волнует молодых мам, даже если это не первый малыш.

Шестимесячный малыш многое делает самостоятельно. Даже может спать спокойно, не просыпаясь, всю ночь. Плохой сон может быть причиной растущих зубов. Именно в 6 месяцев это событие впервые случается в жизни младенцев. В этом возрасте дети прекрасно держат голову и начинают переворачиваться на живот без помощи родителей. Это крайне необходимый навык. Именно из такого положения маленький ребенок поползет, будет пытаться вставать, сначала на четвереньки, потом на ноги.

Дополнительная информация. Некоторые дети ползают только по-пластунски, другие пропускают этот этап в развитии и сразу начинают ходить. Считается, что, если малыш может вставать на четвереньки, значит, он гармонично и правильно развивается. Если ребенок не овладевает этим умением к 8-9 месяцу, то нужно проконсультироваться с терапевтом, неврологом.

В 6 месяцев малыши переворачиваются на бок в обе стороны, учатся переворачиваться на живот. Нужно контролировать, чтобы у ребенка получалось крутиться вправо и влево. Если существуют проблемы с переворотом в одну из сторон, помогать малышу, класть игрушки в этом направлении, завершать движение вместе. Малыш может переместиться вперед или назад, не отрывая от пола живота. Крутится на месте, разворачиваясь в разные стороны. При поддержке родителей стоит на ногах непродолжительное время. Когда видит близких людей, тянет к ним ручки, прося внимания и тесного контакта.

В этом возрасте дети получают прикорм, поэтому родители начинают кормить их с ложечки. Этим навыком малыши должны овладеть так же, как пить из поильника или кружки.

Ребенок ест с ложки

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки

Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными

Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

— Ладушки, вы – ладушки
Где были?
— У бабушки!…

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Какая вы мама?
Узнать

Екатерина Кушнир

Полезные советы, которые рекомендуется учитывать при проведении занятий

Для того, чтобы добиться успешных результатов, недостаточно просто уделять много времени для игр с 6-месячным малышом

Важно уметь делать это правильно. Советы специалистов, которые приведены ниже, помогут вам добиться желаемого результата:

Все предметы, находящиеся в пределах досягаемости малыша и используемые при проведении игр, не должны быть содержать мелких деталей;
Игрушки, используемые для занятий малышом, должны регулярно подвергаться тщательному мытью

С большой осторожностью следует относиться к мягким игрушкам, ведь их очень сложно содержать в чистоте, а в ворсе могут скапливаться миллионы бактерий;
Шестимесячного ребенка можно на некоторое время пустить ползать по полу: в этом возрасте он или уже освоил этот навык, или вот-вот научится. При этом необходимо застелить пол чистой тканью (старый пыльный ковер для занятий не подойдет), а также обезопасить малыша от острых углов и предметов домашнего обихода, представляющих для него опасность;
Можно пригласить в гости родителей с малышом приблизительно такого же возраста

Знакомство ребенка с другими детьми будет весьма полезным и познавательным для него;
Если вашему малышу не больше 6 месяцев, вы должны уделять время на игры 5-15 минут ежедневно. А если ребенку больше 6 месяцев, то время игр увеличивается вдвое;
Не забывайте усложнять задачи. Не стоит повторять всегда одно и то же. Ребенок должен развиваться. Если он научился делать определенную вещь на 100%, усложните эту задачу;
Во время игр, забудьте на некоторое время о других серьезных вещах. Побудьте ребенком. В противном случае, все игры будут казаться для вас очень глупыми и простыми;
Занятия нужно проводить только тогда, когда ребенок сыт и выспался
Если же он болеет или чувствует себя не важно, то лучше дайте ему отдохнуть;
Ни в коем случае не ругайте малыша за его ошибки. Напротив, вы должны хвалить его даже тогда, когда у него все равно не получилось
В таком возрасте, дети обращают особое внимание на лицо человека и на его мимику
Поэтому, всегда улыбайтесь
Дайте ему понять, что все хорошо, что у него обязательно получится. А если у него получилось, обязательно похвалите его каким-нибудь ласковым словом. Благодаря этому, он будет чувствовать себя уверенней, и добьется дальнейших успехов;
Во время игр, необходимо находиться рядом с ребенком. Ему будет не комфортно, если вы будете постоянно отвлекаться на другие вещи;
Идеальное время для игр, требующих физической активности – утро, а для спокойных игр – вечер;
Выбирайте правильное место для игр. Следует отнестись к этому очень серьезно. Не стоит играть там, где опасные для ребенка предметы, лежат в открытом доступе. Идеальное место для игр – детская комната или спальня. Также, не забывайте проветривать комнату. Играть в душной комнате будет не комфортно.

Если вы будете ежедневно пользоваться всеми играми, которые мы перечислили, то результат не заставит долго ждать. Уже через несколько недель или месяцев, вы почувствуете, что:

  • Кроха имеет полный контроль над своими руками. Он может самостоятельно достать маленький предмет из коробки, будь то шарик или другая игрушка, и также самостоятельно положить их в любое место;
  • Малыш умеет правильно использовать свое зрение, слух и речь. Он умеет фокусироваться на определенных предметах, движениях. Также он научился произносить простые слова с выражением;
  • 6-месячный ребенок уже может ползать, и теперь пытается встать на ноги. Это определенно плюс;

Также не забывайте фотографировать или снимать на видео интересные моменты, связанные с поведением малыша. Наверняка повзрослевший ребенок с удовольствием и изумлением посмотрит видео- и фотоархивы своего раннего детства.

А подводя итоги, хочется отметить самое главное – все получится. Даже если сначала, ребенок часто допускает ошибки и не понимает, как устроена даже самая простая вещь – не стоит сдаваться, и тем более ругать его за это. Поверьте, так вы сделаете только хуже. Вы должны хвалить его за любое достижение. Так, он будет чувствовать вашу любовь и одобрение, и будет стараться становиться лучше. Не стоит говорить, что он обязан научиться этому сегодня, или на этой неделе, так как ребенок подруги уже это умеет. Дети развиваются по-разному, у всех организм индивидуален. Кто-то начинает ходить и разговаривать очень рано, кто-то с опозданием. Главное – относиться к этому спокойно, и помогать ребенку преодолевать все трудности. И запомните – все получится!

Развивающие игры для годовалых деток

Любая игра, которой родители могут развлечь детей в этом возрасте, становится развивающей. Малыши, как губки, впитывают все новое, что им показывают взрослые. Самое эффективное развитие – то, которое приносит удовольствие. Это достигается в игровой форме. Для того чтобы достичь лучшего результата надо знать, как развивать ребенка в 1 год, и какие игры больше для этого подходят:

  1. Для развития речи:
  • игры для развития крупной моторики (пальчиковые и жестовые);
  • игры для развития артикуляции – помогающие научиться дуть;
  • чтение стишков и потешек, которые помогают произносить звуки;
  • чтение мамой книг для детей от года;
  • прослушивание песенок.
  1. Для развития сенсомоторных навыков:
  • раскладывание маленьких предметов по ячейкам, перекладывание их из одной емкости в другую;
  • игры с кинетическим песком: набирать в лопатку песок, наполнять в формочку, стучать по перевернутой формочке лопаткой;
  • извлечение предметов средней величины из емкостей при помощи ложки или половника;
  • игры с водой, лучше в ванной во время купания с игрушками;
  • строительство башни из кубиков и пирамидки из колец;
  • проталкивание предметов через отверстие;
  • скатывание мячика или машинки с горки или наклонной поверхности;
  • катание каталки, игрушки на веревочке;
  • разворачивание спрятанных в фольгу игрушек;
  • открывание и закрывание баночек и коробочек.
  1. Для творческого развития:
  • рисование;
  • лепка;
  • работа с тестом.
  1. Для общего развития:
  • изучение размеров, цветов, геометрических фигур;
  • изучение овощей и фруктов, предметов одежды и быта;
  • занятия с игрушечными зверюшками или их изображениями на картинках: каждого животного называют, затем изображают звуки, которые он издает;
  • изучение машины, самолета, поезда и звуков, которые они воспроизводят;
  • сюжетные игры в доктора, повара, строителя.
  1. Для развития навыков самообслуживания:
  • стимулирование малыша пить из чашки,
  • пробовать есть ложкой,
  • чистить зубы щеткой,
  • знакомиться с горшком.

Дополнительная информация. Как бы ни хотелось развивать ребенка, не стоит давить на него и заставлять заниматься тем, что ему не по душе

Следует переключить внимание на другую игру или на то, чему можно учить ребенка в год

Ребенок играет в кубики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector