Докучные сказки, сказы, стихи, истории

Докучные сказки

Существуют очень короткие сказки.

Сказка-гороскоп

Рыбы я, а ты – Стрелец. Вот и сказочки конец

И так можно подставить практически любые знаки зодиака.

Ты — Близнец, а я Телец. Вот и сказочки конец

Козерог ты, я — Близнец. Вот и сказочки конец

После этой докучной пословицы обязательно последует вопрос: Почему»? Почему сказочки конец? Неужто эти знаки несовместимы? И тут пословица повторяется. 

Про баню

В бане мылится мочало. Начинаем жизнь сначала. 

Чистым буду я ходить, грязь калошами месить. 

Как испачкаюсь опять, буду баню зажигать. 

Буду мылить в ней мочало, начинай всё с начала. 

Месяц в небе

Месяц в небе — значит, вечер. 

Время зажигать нам свечи.

Звёзды в небе — значит, ночь.

Время — спать, все мысли — прочь.

Утром будет жизнь легка.

Снова крики петуха,

Снова маме на работу,

Если только не суббота

А потом погаснет солнце.

Месяц постучит в оконце.

Месяц в небе — значит, вечер.

Время зажигать нам свечи.

Валя

Валя вышла за ворота

Одолела вдруг зевота

Валя вспомнила: вчера

Не спалось ей до утра

Не пойду я на работу,

Пусть сегодня не суббота.

Валя вновь вернулась в дом.

И заснула сладким сном.

Валя вечером проснулась

Повернулась, потянулась.

Знать, опять пришла пора

Не заснуть ей до утра

Утром выйдет за ворота,

Одолеет вновь зевота.

И вернётся Валя в дом,

И заснёт дремучим сном.

Старая сказочка

— Расскажи мне сказку.

— Эта сказочка стара. Мне не нравится она.

— Ну, пожалуйста.

— Эта сказочка стара. Мне не нравится она.

— Я позже выучу уроки, а пока пойду гулять.

-Эта сказочка стара, мне не нравится она. 

Такой докучной сказкой раньше отвечали на все детские вопросы или просьбы, если они были не продуманы. Докучные сказки использовались, как поговорки, шутки. Иногда — весёлые, иногда — просто, чтобы отстали. 

Добрый бобрик

Бобр добрый был зверёк.

По плотине: скок-поскок.

Рыбку выловил, и съел.

Дерево свалить сумел.

Разбежались белки с веток.

Похватали своих деток.

Что ж ты делаешь, злодей?

С дома выгнал ты детей

Бобрик лишь пожал плечами:

Мы плотину строим сами

Ветку в зубы — и поплыл.

Потому что добрый был.

На дремучем лугу

На дремучем лугу не поют соловьи.

На дремучем лугу не снуют снегири.

Там не падает снег, не сверкает гроза.

На дремучем лугу не пасётся коза.

-Что же ты не идёшь на дремучий тот луг?

Вдруг там вишни растут, или спрятан сундук?

-Там травой заросло, там совсем не пройти.

Я туда не пойду. Да и ты не ходи. 

— Почему? 

И с этого момента сказочка начинается сначала. Будто упрямый взрослый объясняет маленькому ребёнку, что не стоит ходить в лесную чащу. А тот не понимает. Приходится повторять снова. 

Присказки двух влюблённых

-Хочешь, сказку расскажу?

Хочешь, правду я открою.

Хочешь, я своей рукой 

От невзгод тебя укрою.

-Хочешь, сказку расскажи.

Хочешь, ври, а хочешь — честно.

Только руку убери. 

Мне с твоей рукою тесно. 

Подобные докучные сказки использовались, как шутки у подростков: парней и девушек. Это сегодня девушка в 18 лет — это выпускница. А раньше в этом возрасте девушка считалась уже взрослой невестой. Поэтому и среди молодых парней и девушек тоже существовали свои собственные докучные сказки.

Какие ещё докучные сказки мы знаем? Самая знаменитая — У попа была собакаЗацикливание выстроено так, что можно повторять сказку непрерывно, подряд, даже не останавливаясь. Она приобрела такую популярность, что создатели известного всем мультфильма Ну, погодииспользовали её в качестве песни. Положили текст докучной сказки на музыку. И вышло очень здорово.

Заключение

Большинство докучных сказок сложены стихами. Это позволяет скорее запомнить, рассказать и пересказать. Многие учат такие присказки, чтобы лихо выходить из разговора. Чаще такая игра слов применяется относительно детей. А иногда и сами дети играют так со взрослыми, рассказывают им забавные докучные сказки, и радуют знанием складных стишков, которые можно повторять бесконечно.

Докучные сказки — это не всегда сказки. Есть докучные песенки, игры, поговорки, стишки. Отличительная черта этого фольклора — замкнутый цикл. Концовка сказки возвращает нас в начало. Дети обожают такие игры и легко запоминают стишки. Они и простые слова повторяют сотни раз подряд. Такова особенность малышей. 

Рассказы для детей

+7

Докучные сказки

 В старину детям рассказывали небольшие сказки, в рифму. Так как дети любят повторять одно и то же много раз, эти сказки тоже содержали многократные повторы. Докучная сказка: сочинить её может каждый, даже ребёнок

В рифму или нет — не так важно. Главное уловить суть

Для чего сочинялись докучные сказки, доподлинно неизвестно. Историки называют три версии. Согласно первой версии, докучные сказки с многократными повторами легче запоминались детям, и их сочиняли, чтобы развивать ребятишек 3-5 лет. Такую сказку сорванцы запоминали быстро, она сама просилась на язык. 

Согласно второй версии, эти сказки рассказывали надоедливым детишкам, которые постоянно отрывали взрослых от работы просьбами рассказать сказку. Взрослые выполняли своё дело, да приговаривали одно и то же. Ребятишкам потешно, да и старшие товарищи не задумываются: руками дело делают, языком — детей отвлекают. 

Третья версия гласит, что этот жанр зародился в народе, благодаря таланту детей. Малыши сами придумывали докучные сказки, и, собственно, докучали ими взрослым, рассказывали друг другу. 

Задумайтесь, в те времена книг было не так много, про интернет никто не слышал. Откуда брать стишки, шутки и пословицы? Пытливый ум русского человека додумался до того, чтобы сочинять такие вот сказки. Не зря Россия славится талантами: они были во все времена. Благодаря таланту русского человека и зародился такой жанр, как докучные сказки. 

Примеры докучных сказок

Существует целое направление, или жанр: докучные произведения. Одни больше похожи на стихи, другие напоминают игры. Есть шутливые докучные изречение, вроде пословиц. Их применяют часто, и в разных ситуациях. Но все вместе они составляют единое направление. Условно их все причисляют к докучным сказкам. 

Сказка о трусливой кошке

Сказка о трусливой кошке,

Что боялась своих блошек,

Что боялась своей тени,

И, конечно, привидений.

Сказка о трусливой мышке,

Что боялась злую кошку,

Что боялась своей тени.

И, конечно, привидений.

Сказочка моя о том,

Как не дружат мышь с котом.

Ты не бойся своей тени,

Нет на свете привидений. 

Белый ворон

Белый ворон на заборе

Белый ворон на лугу

Белый ворон из-под снега

Стал выклёвывать листву

Белый ворон улетел.

Червячка найти хотел.

Только из-за бела снега 

Он остался не у дел. 

Менял Егор рогатку

Егор менял рогатку на тетрадку. 

Денис менял тетрадку на рогатку. 

Егор ушёл писать в тетрадку.

Денис ушёл играть в рогатку. 

А через час друзья опять

Игрушки начали менять.

Егор менял тетрадку на рогатку. 

Денис менял рогатку на тетрадку.

Пройдёт лишь час, они опять

Решат игрушки поменять.

Важно! Среди русского фольклора встречались не только рифмованные сказки. Многие из них больше походили на рассказы, которые создавались, чтобы дразнить окружающих

Это и короткие присказки, и сказки-ловушки, которыми можно было донимать взрослых целыми днями. Ведь раньше не было таких игрушек, как сейчас. Не было парков и батутов, гаджетов и телевизоров. Дети развлекались, заучивая затейливые докучные присказки, и донимая ими взрослых. 

Цыганский конь

Цыгане край реки ехали. Увидели они коня. Взяли его себе, а своего коня оставили на лугу: водицы напиться.

Ехали Цыгане обратно. Увидели коня. Взяли его себе, а своего оставили: водицы напиться.

Рассказы для детей

+7

Докучные сказки

Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.

У попа была собака, Он её любил. Она съела кусок мяса, Он её убил. Вырыл яму, закопал, Крест поставил, написал, что: У попа была собака, и т.д.

Жил-был царь Ватута вот и вся сказка тута.

Стоит домишко пряничный, Изюмом изукрашенный, Блестит при свете месяца. Дверь из леденца, Не сказать всё ли с конца?..

Едем дальше. Видим мост, Под мостом ворона мокнет. Хвать её за хвост, Шасть на мост – Пусть она обсохнет! Едем дальше. Видим мост, На мосту ворона сохнет. Хвать её за хвост, Шасть её под мост – Пусть она помокнет! Едем дальше…

Мы с тобою шли? — Шли! — Сапоги нашли? — Нашли! — Я тебе их давал? — Давал! — Ты их взял? — Взял! — А где же они? — Кто? — Да не кто, а что! — Что? — Сапоги! — Какие? — Ну, такие! Мы с тобою шли? — Шли! — Сапоги нашли? — Нашли

— Сказать тебе сказочку про сову? — Скажи! — Хорошо! Слушай меня, да не перебивай! Летела как-то сова — Весёлая голова. Вот она летела, летела, На веточку села, Хвостиком повертела, По сторонкам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На веточку села Хвостиком повертела, По сторонкам поглядела, Песенку спела И опять полетела… Сказывать ли дальше?..

Чучело-мяучело на крыше сидело, Чучело-мяучело песенку запело. Чучело-мяучело с пастью тёмно-красной, Всех оно измучило песенкой ужасной. Всем вокруг от чучела тоскливо и тошно, Потому что песенка у него про то, что Чучело-мяучело на крыше сидело…

На горе стоит избушка, Живёт в избушке старушка. Сидит она на печи, И жуёт и жуёт калачи. Но вот старушка встала, Из-за печки мочало достала… Хорошо у старушки мочало! Не начать ли нам сказку сначала?

В некотором царстве, В незнакомом государстве, Не в том, в котором мы живём, Явилось диво дивное, Случилось чудо чудное: Выросла на огороде репка важная, Хвалила старуха каждая: Не обойдёшь кругом одним деньком. Половинку той репки вся деревня месяц ела, Едва-едва её доела. Соседи всё это увидали — Три недели другую половинку доедали. Остатки репы на телегу навалили, Мимо лесу потащили, Телегу от груза обломили. Пробегал медведь — подивился, Со страху спать завалился… А вот когда медведь проснётся — Тогда и сказка далее поведётся!

Жил-был на свете царь Бубенец. Задумал он выстроить новый дворец Привезли ему мокрых досок, Положили доски сушить на песок. Сушили доски, сушили — пересушили. Положили их в реку — перемочили. Снова доски сушили — пересушили, Снова их замочили — перемочили! Вот как только будут доски готовы, Тогда и за сказку мы примемся снова. Только случится это нескоро: Это случится в тот год, Когда леший помрёт, — А он ещё и не захворал!

Бабушка Арина Каши наварила, Егор да Борис Из-за той каши подрались. Мочало, мочало, Начинай сначала!

У бабы Матрёны избёнки Травку жевала Бурёнка, Травку жевала — молчала. Увидела: на заборе—мочало. Увидела мочало — замычала… Не рассказать ли вам про Бурёнку сначала?

Жила-была бабушка Да у самой речки, Захотелось бабушке Искупаться в речке. Прикупила бабушка Мыла да мочала. Ох и сказка хороша, Начинай сначала…

Какие характерные особенности докучной сказки? Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Почему сказки называются «докучными»? Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.


Читать русские народные сказкиЧитать авторские сказки

Докучные сказки

Солнце встало

Солнце встало, дети проснулись. Стали умываться, в школу собираться. 

В школе хулиганили, учителя не слушали, двойки получали. 

Дома мама поругала. Сели дети за уроки.

Солнце встало, дети проснулись. Стали умываться, в школу собираться. 

В школе хорошо учились. Дома мама похвалила. 

Только завтра всё опять обернётся ровно вспять. 

Солнце встанет, дети проснутся. Станут умываться, в школу собираться.

В школе будут хулиганить, учителя не слушать, двойки получать.

Дома мама поругает. Сядут дети за уроки. 

Солнце встанет, дети проснуться. Станут умываться в школу собираться.

В школе хорошо учиться, чтобы мама похвалила. 

Только завтра всё опять обернётся ровно вспять. 

Шли с тобою лесом

— Шли с тобою лесом?

— Шли.

-Ягоды в лесу нашли?

— Нашли.

— Где они?

— Кто?

— Ягоды. 

— Да какие ещё ягоды?

-Шли с тобою лесом?

Дрова

Стало в избе холодно. Нарубил дед дров. Затопила баба печь. Дрова прогорели, огонь в печи погас. Стало в доме холодно. Начнём сначала.

Интересный факт! Докучные сказки обладают особенностью крепко врезаться в память. Не зря же говорят — повторение позволяет запоминать. Поэтому, когда мы учим стихи, много раз повторяем их для себя. А докучные сказки строятся на повторении. Одна фраза или слово обязательно повторяются. Повторение может встречаться постоянно, или в определённых местах: в начале и в конце сказки. 

Другой отличительной особенностью докучных сказок служит то, что в конце часто вставляют фразу, которая зацикливает смысловой ряд. После неё можно возвращаться к началу стихотворения, и оно будет звучать логично, будто это продолжение. 

Важно! Сегодня в школах детям часто задают придумать своё собственное произведение. Докучная сказка, сочинитькоторую можно как в 4 строки, так и в 40, пишется быстро, если сначала придумать, о чём она будет, какие слова будут ключевыми, повторяющимися

Также, стоит заранее придумать переход: как читатель от последней строчки будет попадать на первую. 

Хитроумная кукушка

Хитроумная кукушка

Без конца дразнила кошку.

Кошка долго то терпела,

Кошка просто спать хотела.

Хитроумная кукушка 

Без конца дразнила кошку.

Надоело это кошке.

Кошка догнала кукушку.

Отпусти ты лапы эти

Дома ждут меня ведь дети»!

Так кукушка попросила.

Кошка лапы отпустила.

Только, знать, напрасно кошка

Так поверила кукушке.

Эту сказочку опять 

Мне придётся повторять.

Манькины мочалки

Маня маленькой была

Вот такие вот дела.

На прилавок залезала,

Да мочалки там вязала.

Собирались все соседи,

И большие, и их дети

Поглядеть, как Машка вяжет,

Да рассказку эту скажет.

Довяжет мочало, да начинает сначала. 

Мыло

Мыло было белым-белым

Мылом Маша мыла стену.

А Серёжа синим мелом,

Разукрасил стену смело.

Знать, придётся ей опять

Мылом стену отмывать

Интересный факт! Докучные сказки не всегда являются просто прибаутками. Есть присказки, которые использовали для различных игр. Запомнить их просто, поэтому дети разных возрастов всегда играли в такие игры на улице. Как правило, игры были массовыми. А нужные слова знали все. 

Игра змеядля детей

Лучше играть в помещении. Дети встают в ряд. Из них выбирается ведущий. Он делает круг по залу, затем подходит к любому игроку на выбор, встаёт лицом, и произносит: 

Я змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Хочешь стать моим хвостом»? 

Игрок, к которому подошли, пролезает у ведущего между ног, встаёт сзади, цепляется за бока. Вместе они делают круг, подходят к другому игроку, снова произносят присказку, призывая следующего игрока стать хвостом змеи. Теперь они произносят её вдвоём. Второй игрок присоединяется, пролезая между ног уже у двоих игроков. Он цепляется за последнего, и вместе они проходят круг. 

Змея становится длинной, пролезать между ног у ребят становится сложнее, а кричать вместе докучную присказку — веселее. 

Вернёмся к другим докучным сказкам. 

Купи слона

Многие знают эту весёлую присказку. В её докучности сомневаться не приходится. 

-Купи слона.

-Не хочу.

-Все говорят: Не хочуА ты купи слона!

-Отстань

-Все говорят: ОтстаньА ты купи слона!

-Хорошо, давай, куплю.

-Все говорят: Хорошо, давай куплюА ты возьми, и купи слона! 

И так до бесконечности. Собеседник понимает, что проще уйти из зоны досягаемости, чем пытаться выиграть в эту игру. Хотя, сегодня уйти из зоны досягаемости не так просто: у всех есть мобильные телефоны, страницы в соцсетях, на которые можно написать сообщение со словами: Все уходят. А ты купи слона»!

Рассказы для детей

+7

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению: «Персонаж в авторской сказке о волшебстве»

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗКУ!»

Методическая разработка урока. Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (4 класс)

Методическая разработка урока по литературному чтению » Сказки Пушкина» 1класс УМК «Гармония»

Ученик 1.

Жили — были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

— Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки).

— Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.

ЕЫНЧУКОД  ИКЗАКС

— Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предположения детей)

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Докука — надоедливый

  1. Чтение сказки учителем

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

— Ты говоришь: «расскажи», я говорю «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?

— Не надо.

Ты говоришь: «не надо», я говорю «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?…

  1. Чтение докучных сказок

— Откройте с. 18-19 учебника и мы прослушаем аудиозапись докучных сказок. Прочитайте сказки  самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.

  1. Составление докучных сказок по карточкам.

А сейчас попробуйте сами составить докучную сказку с опорой на карточки. Сказки эти будут на современный лад.  Они разного цвета. Зелёного – полегче, про Жука; жёлтые – чуть потяжелее – про Красную Шапку и оранжевые – про Слона; светло-жёлтые – про Волка, с использованием английских слов. Кому какую?

Но прежде давайте скажем из чего же состоят докучные сказки?

Докучная сказка – это цепочка из звеньев, каждое из которых включает:

  1. Начало сказки (как правило слова «Жил-был, жили-были»)
  2. Фрагмент текста (который повторяется)
  3. Связка
  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов урока

— Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожиданно заканчивается).

Продолжите предложения:

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Домашнее задание

Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть неожиданная концовка), записать её в рабочую тетрадь.  Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.

Колечко, расскажи

Еще одна особенность или отличительная черта докучной сказки — это закольцованность сюжетной линии. Это могут быть докучные сказки о кошках, птичках, медведях или вымышленных персонажах. Например, про чучело-мяучело:

«Чучело-мяучело на трубе сидело, чучело-мяучело песенку запело. Чучело-мяучело с пастью красной-красной, всех оно замучило песенкой ужасной. Всем кругом от чучела горестно и тошно, потому что песенка у него про то, что чучело-мяучело на трубе сидело…»

«Медведь и пчела» — докучная сказка с закольцованным сюжетом:

«Жил был медведь, да как начал реветь: «Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!»

Испугались звери, побежали к пчеле, рассказали про медведя. Услышала их пчела, она добрая была, пожалела зверей, вот и принесла медведю медок — целый горшок. Медведь мед съел, да как начал реветь:

«Меду, меду, дайте меду, а то всех съем!» Испугались звери…»

Вымышленная бесконечность

В отличие от сюжетной сказки в привычном понятии, докучная не имеет ярко-выраженной борьбы Добра и Зла, победы светлых сил над темными. Докучная сказочка не имеет привычного «счастливого конца», она рассчитана на бесконечное повторение.

Вот новая интерпретация сказки о репке в ее докучном варианте. Получилась сказка не о совместном труде, а о том, что надо делиться своей радостью со всеми, даже со зверями, и эта сказка никогда не закончится:

«В некотором царстве, в незнакомом государстве, не в том, в котором мы живем, случилось диво дивное, явилось чудо чудное: выросла в огороде репа важная, ее хвалила старуха кажная:

«Одним деньком не обойдешь кругом».

Половину той репы вся деревня месяц ела. Едва доела. Соседи увидали — три недели другую половину доедали.

Остатки на телегу навалили, мимо лесу потащили, телегу обломили. Пробегал медведь — удивился, репы наелся и спать повалился… Когда он проснетс, тогда и сказка дальше поведется!»

Или извечная проблема нашей жизни: то недодел, то передел. Докучная сказка о царе Бубенце — о том, что бессмысленный и бесполезный труд может преследовать человека до самой смерти:

«Жил-был царь Бубенец. Захотел он построить себе новый дворец. Навезли ему мокрых досок, положили сушить на песок. Сушили, сушили — пересушили. Положили в реку — перемочили. Снова сушили — пересушили, снова мочили — перемочили!

Вот как будут доски готовы, тогда и за сказку за эту примемся снова. Только будет это нескоро: это будет в тот год, когда леший помрет, а он еще и не хворал!»

Докучные сказки, продиктованные бытовыми событиями и явлениями природы, представляют интерес для исследователей фольклора.

Ценность их — в воздействии на подсознание, в остроумном и оригинальном взгляде на обыденные явления. Кроме того, эти сказки благотворно влияют на развитие ребенка, успокаивают, пробуждают фантазию и потому служат предметом постоянного дополнительного сочинительства и придумок со стороны взрослых и детей.

Зачин — что это такое? Примеры

Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

«Богатыри». Виктор Васнецов

Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Еще небольшая коллекция докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?   ***   — Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся? — Расскажи. — Вот она и вся.   ***   — Рассказать ли тебе докучную сказочку? — Расскажи. — Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку? — Не надо. — Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?   ***   Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец. ***   — Мы с тобой шли? — Шли. — Кожух нашли? — Нашли. — И где он? — Что? — Кожух. — Какой? — Как это какой? Мы с тобой шли?   ***   Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?   ***   Шел я как-то через мост, глядь — ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет. Я опять пришел на мост, глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…   *** — В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала…   — Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки… — Ну, вот поманил, а не рассказываешь! — Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!   ***   Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.   ***   Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную! Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет… Хороша ли моя сказочка?   ***   Пришел медведь к броду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, выкис, вылез, высох. Встал на колоду — Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок….   ***   Жил-был Яшка, У него была красная рубашка, На поясе пряжка, На голове шапка, На шее тряпка, В руках – лыка связка. Хороша ли моя сказка?   *** «Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» — «Скажи». — «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» *** Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит. Вот она смотрит, а рак лезет да ползет. Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…  


Читать терапевтические сказкиСказкотерапия для детей

Откуда приходят докучные сказки

Докучные истории, стихи и прибаутки отличаются незавершенностью, повтором действий персонажа или героя сказки, либо обязательным повтором события, которое не может быть закончено по условиям, заложенным в смысловом содержании сказки.

Монотонностью и повтором они похожи на баюкающие песни, обычно рассчитаны на то, чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить и развлечь. Но, как всякая монотонность и однообразие, наводят на сон

Кто был первым сочинителем докучной сказки — сказать невозможно. Наверное, все-таки сама жизнь подсказывает сюжеты.

Чем не сказочка:

«Утром взошло солнышко на горизонте, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать, а утром опять взошло солнышко, походило по небу, уморилось и за горизонт укатилось спать. Не начать ли сначала?»

Или, например, сказка, продиктованная бытовыми хлопотами:

«Было в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стало в доме тепло. Прогорели дрова, остыла печь, стало в доме холодно. Взяла баба дрова, затопила печь, стала в доме тепло. Прогорели дрова… Не начать ли снова?»

Если внимательно присмотреться, то все вокруг — сплошная докука, а значит, можно использовать как сюжет. Например, для сказки на ночь. Недаром А. С. Пушкин написал: «Мне не спится, нет огня; всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный раздается близ меня…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector