Loading

Родовспоможение и лечение женских болезней в странах Древнего Мира.

Раздел:

    Акушерство - одно из древнейших направлений врачебного искусства, ровесник человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло эмпирический и научный этапы. Информацию о врачевании в первобытном обществе, в доисторические времена, дают археологические находки. Вполне вероятно, что в глубокой древности женщины рожали без всякой помощи и сами перекусывали пуповину, как это делали, например, еще недавно роженицы из индейских племен Бразилии. Однако известно, что уже в период расцвета первобытного общества врачеватели успешно проводили не только ритуальное обрезание во время инициации, но, по некоторым данным, и кесарево сечение.


В 1885 г. в Марбурге вышла книга путешественника Р.Фелькина, в которой он описал поразившую его операцию кесарева сечения, успешно произведенную в его присутствии в Уганде:


  «Женщина 25 лет, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананового вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банановым вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка.


   Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и саму матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленный железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся сгустки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость.


  Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый лист, и все это укреплено при помощи своего рода бандажа. …Выздоровление наступило на одиннадцатый день».


  Информация о развитии акушерства и гинекологии в странах древнего мира более обширна. Возникновение письменности в IV-III тысячелетии до н. э. не только способствовало передаче знаний от поколения к поколению, но и сохранило их для последующих эпох. Однако рукописей, дошедших до наших дней, немного. Исследователи древнейших медицинских текстов располагают клинописными табличками из Месопотамии, древнеегипетскими папирусами («гинекологический папирус» из Кахуна, папирус Эберса и др.).


   Папирус Эберса (назван в честь его исследователя профессора Георга Морица Эберса) – возможно, самый замечательный из всех древнеегипетских папирусов – был обнаружен в 1858 г. в одном из захоронений Некрополя в Тебесе. Записи сделаны в 1552 г. до н. э., во времена Аменхотепа I, за 2 столетия до царствования Тутанхамона.
Папирус Эберса представляет собой собрание по меньшей мере 877 прописей лекарств, которые рекомендуются для врачевания огромного количества болезней и недугов, включая и женские заболевания.


   Уже в период Древнего царства египетские врачеватели различались не только по профессиональному уровню, но и по специализации. Во времена расцвета Египта, при Хеопсе и Хефрене, коллегия придворных врачей состояла из специалистов, каждый из которых представлял узкую область медицины. Об этом свидетельствует и древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н. э. В папирусах очень часто упоминается о таинственной болезни ааа и ее лечении. Сегодня мы знаем, что это – мочеполовой и кишечный шистосоматоз – возбудители заболевания обнаружены в мумиях различных периодов. Древние папирусы сообщают, что характерными признаками этой болезни были наличие мелких червей во многих органах, появление крови в моче («египетская гематурия») и поражение прямой кишки. Согласно исследованиям Joachima’a, изучавшего папирус Эберса, тяжелые случаи болезни ааа приводили к импотенции у мужчин и бесплодию у женщин. Действенным средством лечения, выводившим червей, считалось лекарство из горькой полыни, пива и меда. Рекомендовались также канифоль (смола), фиги (инжир, смоковница), крокус и многие другие растения, которые мы не можем идентифицировать так же, как и значительное число заболеваний, упомянутых в папирусах.


   Сооружения оросительных каналов способствовало широкому распространению болезни ааа в Египте и за его пределами вследствие распространения промежуточного «хозяина» червя – моллюска, который живет в воде. И сегодня шистосоматозами поражено более 200 млн. жителей нашей планеты.


   Один очень интересный фрагмент папируса Эберса посвящен опухолям и болезням матки и наружных половых органов. Египтянам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.


   В «гинекологическом папирусе» из Кахуна описаны распознавание беременности, лечение бесплодия, возбуждение родовых схваток и отделение молока. Какое при этом назначали лечение, в большинстве случаев определить трудно. Многие из упомянутых лекарств сегодня неизвестны. Но есть и понятные рецепты. Так, одна из прописей рекомендует для лечения «разъедания влагалища» промывающий раствор, содержащий свежие финики, свиную желчь, кассию и воду. Факт беременности определяли с помощью напитка, приготовленного из молока женщины, родившей мальчика, и особой травы (буду-дука).
Если напиток вызывал рвоту, беременность считали установленной, в противном случае она отрицалась.


    Акушерскую помощь роженицам оказывали женщины. Покровительницей рожениц считали богиню Тауэрт, которую изображали в виде беременной самки гиппопотама с головой львицы. Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин. Акушерам небезынтересно узнать, как в древнем Египте предсказывали жизнеспособность новорожденного. Если он закричал «ни» - будет жить, если «ба» – не выживет и умрет.


     Тексты древних египтян были известны древним грекам. Влияние египетской медицины прослеживается в «Гиппократовом сборнике» – древнейшем в Европе памятнике медицинской литературы. Он был составлен в III веке до н. э., много лет спустя после смерти Гиппократа, в знаменитом Александрийском хранилище рукописей (г. Александрия, Царство Птолемеев), основанном первым правителем эллинистического Египта Птолемеем I Сотером (323 – 282 гг. до н. э.).


    По велению Птолемеев в Александрию со всего света свозились рукописи, которые систематизировались, изучались, переводились и переписывались. Со временем здесь сосредоточилось более 700 тыс. папирусных свитков. Были среди рукописей и 72 медицинских сочинения, написанных по-гречески, на ионийском диалекте. Они принадлежали разным авторам, так как различались по стилю и врачебным позициям, которые порой были прямо противоположны.


    Все рукописи – безымянные, история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа (V – IV века до н. э.) или других врачей Древней Греции классического периода. Около 280 г. до н. э., т.е. много лет спустя после смерти Гиппократа, все эти анонимные медицинские тексты были объединены в одну книгу, которую в честь легендарного врача Древней Греции назвали «гиппократовым сборником» (лат. – «Corpus Hippocraticum»).


     Какие труды этого сборника написаны Гиппократом, до сих пор не ясно. Тем не менее, большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», возможно, и некоторые другие.


   Из 72 текстов «Гиппократова сборника» 9 посвящены женским болезням и акушерству: «О болезнях молодых девиц», «О природе женщины», «О женских болезнях» (в 2 книгах), «О бесплодных женщинах», «О сверхоплодотворении», «О семимесячном плоде», «О восьмимесячном плоде», «Об эмбриотомии». Все они, по мнению ученых (Э. Литтре и др.), написаны не Гиппократом и отражают главным образом позиции книдской врачебной школы (древнегреческий город Книд на западном побережье Малой Азии), выдающимся представителем которой был Эврифон (Eurifon, V век до н. э.).


   Сочинение «О женских болезнях» является одним из выдающихся произведений древнегреческой медицины. В нем отражены знания того времени о физиологии женщины, бесплодии и беременности, описаны болезни беременных женщин, роды и их трудности, выкидыши, болезни послеродового периода средства их лечения, болезни матки после родов, способы лечения различных известных в то время женских заболеваний. Это сочинение отличает разнообразие терапевтических приемов, среди которых нередко встречаются прямо-таки «героические» – например, встряхивание рожениц и применение в пессариях раздражающих средств.


    Пессарий играл большую роль в гинекологической терапии древних греков. Сейчас его применяют для удержания матки в определенном положении. Древние греки главным образом использовали его при прикладывании к матке лекарств; в зависимости от надобности пессарии были круглыми или продолговатыми. Длина и толщина пессария были различными, иногда он достигал больших размеров. Например, рекомендуемые повязки с морским луком достигали 6 пальцев в длину. Здесь нельзя не отметить, что врачебная этика того времени не дозволяла применение абортивного пессария, что закреплено в «Клятве» древнегреческих врачей: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария».


     Интересно, что древнегреческий «гинеколог» собственноручно не производил внутренних обследований. По условиям тогдашнего быта обследование могла производить только опытная старая женщина или подруга, которые и сообщали врачу о своих наблюдениях. (Следует отметить, что в других странах древнего мира – у египтян, китайцев, жителей Малой Азии и др. – родовспоможением тоже занимались женщины).


    Для раскрытия маточного отверстия и удержания матки в известном положении использовали гладкие сосновые палочки конической формы и различного калибра (самая толстая - размером с указательный палец), а также свинцовые зонды или бужи, иногда полые, иногда наполненные жиром.


   Согласно натурфилософским представлениям о 4 соках организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), здоровье в Древней Греции понималось как результат их благоприятного смешения, или равновесия (греч. eucrasia). И, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. Вот почему лечение было направлено на восстановление нарушенного равновесия влажного и сухого: «Матку нужно лечить таким образом, чтобы она не была ни влажной, ни очень сухой».


   «Если беременная женщина бывает слизиста, у нее бывает боль головы и по временам лихорадка, слизь у нее кружится в голове …, следует давать лекарство, которое гонит слизь …».
«Если беременная женщина страдает от желчи, давать ячменного отвара, приправляя его плодом красного сумаха плодом тутового дерева».
«Если женщина будет суха и без воды при родах, давать пить масло и орошать части горячим маслом, также водой мальвы».
«Если у беременной женщины наступило время родов, родовые боли держатся и … ребенок идет боком или ножками, нужно же, чтобы он шел головкой …, часто или мать погибнет или дитя. Существует также и другая большая причина, что ребенок нелегко выходит, - это, когда он будет мертв, или поражен апоплексией».


   Грекам было известно кесарево сечение, но производили его только после смерти роженицы для спасения младенца. Об этом повествует древнегреческий миф о рождении бога врачевания Асклепия, который был извлечен из тела матери отцом своим Аполлоном.


   Древнегреческая рецептура впитала в себя богатое многовековое наследие многочисленных народов региона Средиземноморья. Среди рекомендуемых лечебных средств – египетские квасцы, эфиопский камень, другие растения и минералы иноземного происхождения. Особенно близки древнегреческие рецепты рецептурным гинекологическим прописям «Гинекологического папируса» из Кахуна и знаменитого папируса Эберса, записанного на тысячелетие раньше. Однако в древности наибольшими познаниями в акушерском деле располагали индийские врачи.


   Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной и весьма важной областью врачевания. В трактате знаменитого врача Сушруты («Sushruta-samhita»), относящемся к IV веку н. э., подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения родов от нормы, уродства плода, поворот плода на ножку, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку) и кесарево сечение, применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца.


   Таким образом, индийские врачи первыми использовали рациональные приемы помощи при родах, а такие достижения древних индусов в пластической хирургии, как восстановление искалеченных ушей, носа, губ, не были превзойдены европейцами вплоть до XVIII века.


   Интересно, что за два столетия до Сушруты, во II веке н. э., поворот плода на ножку подробно описал римский врач из города Эфеса Соран (Soranus), грек по национальности, практиковавший в Риме во времена Траяна. В то время между Индией и Римом существовали торговые связи. В индийском порту Арикалиду имелась римская торговая фактория, и не исключено, что Соран мог знать о древнем индийском методе и заимствовать его из более ранних буддийских сочинений, в которых часто упоминается об удачных извлечениях плода путем оперативного врачевания.


   Из 20 известных сочинений Сорана до нас дошли лишь «Гинекология», «О повязках», «О переломах». Соран был сторонником щадящих методов врачевания и придерживался взглядов методической школы Асклепиада (Asclepiades, 128 – 56 гг. до н. э.) практиковавшего в Риме греческого врача, который утверждал, что лечить надо безопасно, быстро и приятно (лат. tuto, celeriter et incunde curare). При родовспоможении Соран старался максимально отойти от грубых и насильственных методов. Он описал приемы предупреждения разрыва промежности, разработал различные методы обследования (прощупывание, простукивание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи). В то же время ему была известна операция эмбриотомии. Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте: диететике, правилам кормления грудью и т. д. Впоследствии сочинения Сорана получили широкое распространение на Ближнем Востоке и в Западной Европе и вплоть до XVIII века считались в регионе Средиземноморья основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии и лечению детей раннего возраста.


   Об успешном развитии акушерства и гинекологии в Древнем Риме свидетельствуют также акушерские хирургические инструменты, найденные при раскопках Помпеи в так называемом «доме хирурга». Гай Юлий Цезарь появился на свет благодаря кесареву сечению (отсюда и название операции).

Т.С.Сорокина, профессор Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы

Журнал "Медицинская сестра" N2/2002

www.rusvrach.ru


 

Добавить комментарий

При перепечатке, или любом другом использовании материалов с сайта Кенгуру, ссылка на сайт Дети и Родители - kengyru.ru обязательна!

масло мобил 5w50 отзывы мобил 5w 50
 
упор газовий купить запчасть 4F0823359A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin mixer
 
free english songs mp3