Часть1
Ребенок-
это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя
Три года назад моя жизнь казалась мне хорошо накатанной колеей, привычно
и вполне закономерно текущим потоком... Однажды в нее ворвался некто, и
этим некто стал мой ребенок. Он прервал бесконечную нить однообразных
будней и раскрасил каждый день калейдоскопом красок. Спустя некоторое время
я поняла, что в этой непостижимой сказке есть только одна мораль: "Ребенок-
это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение себя".
Как два инопланетных существа, чьей-то волей связанные воедино, мы
начали путешествие по жизни, обучая друг друга общению. Я учила его
говорить на моем языке, а он меня понимать жизнь и видеть его
кристаллизованной, изначальной, великой, ведь он сам и есть воплощение
этой жизни. Чтобы научиться говорить, как я, ему достаточно было улыбаться,
играть и гулять, а я тем временем "проглатывала" кипы журналов и книг,
чтобы разобраться как с ним быть. Книжная полка росла: Г.Доман, С.Мартынов,
И.Лопухина, С.Лупан, В.Цвынтарный, H.Зайцев и книги многих других авторов
пополняли мою библиотеку. Говорили все они лишь об одном: о полноценном,
гармоничном развитии ребенка до рождения и после. Понять то, о чем написаны
эти замечательные книги, я смогла, лишь с головой окунувшись в мир занятий
с ребенком, благодаря которым мы нашли единственно важную нитьнить
взаимопонимания друг друга. Каждая семья, каждая мать самостоятельно, без
каких-нибудь сверхусилий может развить ум, знания и физическую силу ребенка
так, что это даст ему возможность резко отличаться от среднего уровня
развития поколения, которому мы принадлежим", - пишет Е.Тропп в своей книге
"Я воспитываю одаренного ребенка" (С.-Пб., 1997 г.).
С этим нельзя не согласиться, особенно зная, что все усилия, прилагаемые
вами для развития умственного и физического интеллекта вашего ребенка,
должны прилагаться как можно раньше, т.е. с момента рождения ребенка. Дело
в том, что в 60-е годы нашего столетия Глен Доман, американский
врачпедагог, установил, что основное обучение ребенка может происходить
только в период, пока растет головной мозг, а после окончания роста мозга
эффективность обучения стремительно падает. К трем годам рост мозга
завершается на 70-80 %. А оставшиеся 20-30% приходятся на возраст от 3-х до
7 лет. В 7 лет мозг окончательно вырос, и знания, которые дети начинают
получать в возрасте семи лет, чрезвычайно непрочно фиксируются мозгом. В
тоже время 2-х летний ребенок (тем более годовалый) запомнит их почти
мгновенно. Более того, ребенок, интеллект которого начали развивать в
период до 3-х лет по какой бы то ни было системе, ставящей целью раннее
всестороннее развитие ребенка (будь то Г.Доман, М.Монтессори , С.Лупан,
Б.Hикитин или H.Зайцев), то такой ребенок значительно быстрее своих
сверстников развивается физически и интеллектуально.
Итак, что же такое гармоничное развитие ребенка?
Коротко говоря - это
умственное и физическое развитие. Физическое воспитание включает в себя:
закалку, зарядку, бег, гимнастику, быструю ходьбу, а также занятия на
тренажерах (турнике, лестнице, канате), вершиной которых является (по
Доману) брахиация ("гиббонья прогулка" или перехват руками на весу). Все
упражнения развивают мозг, дыхание, равные возможности левой и правой руки,
письма, увеличивают "мануальный" интеллект ребенка. В книгах Глена Домана,
Евгении Тропп и Сесиль Лупан вы найдете подробное описание всех необходимых
упражнений, которые можно и нужно делать с самого рождения ребенка.
Главное, чтобы они стали неотъемлемой частью вашей жизни, необходимой
привычкой, как умывание, еда, сон. Чтобы было весело Вам и Вашему малышу,
используйте стихотворения (громко произносите их в момент занятий,
например, зарядкой):
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Читая стихи, Вы сразу "убьете двух зайцев": сделаете занятия веселыми и
поспособствуете развитию речи Вашего малыша. Если Ваш ребенок еще слишком
мал, чтобы делать зарядку самостоятельно, посадите его на коленки, возьмите
его за руки и помогайте ему координировать движения. Вы можете заниматься
под негромкую музыку. Главное - это новизна и радость, поэтому будьте
веселы и учите заранее как можно больше веселых песенок, потешек и стихов.
Вооружившись всевозможной литературой, касающейся воспитанияи образования
ребенка, вы поймете, что уже с грудного возраста с ребенком можно
заниматься чтением, арифметикой, геометрией, рисованием, музыкой,
биологией, астрономией, физикой и многим другим, насколько позволит вам
ваша фантазия энтузиазм и время.
Если вас заинтересовала возможность раннего обучения чтению, счету, то
детям до двух лет я рекомендовала бы уникальную систему Г.Домана,
позволяющую легко и быстро усвоить материал даже 2хмесячному младенцу, а
для развития навыков чтения и счета детям старше двух лет - кубики и
стосчет H.Зайцева.
Что касается занятий музыкой и живописью, то совет один: как можно
раньше запаситесь сборниками видео или аудиокассет с классической
музыкой, детскими песенками из мультфильмов, потешками и музыкальными
сказками ("Катенька и Котенька" С.Железнова, "Щелкунчик" и "Лебединое
озеро" по балетам П.И.Чайковского и др.)
Собирайте репродукции известных и неизвестных художников, развешивайте
их на стенах детской или в других комнатах, показывайте ребенку сборники
картин И.Репина, А.Васнецова и многих других мастеров русской и зарубежной
школ. Hе забывайте подробно рассматривать картину, назвать художника и
название работы. Помните, что ребенок должен учиться рисовать сам
(предоставьте ему краски, старые обои и он создаст вам картину, обмакнув
пальцы в акварель), а так же рисуйте побольше сами - это тоже стимул к
творчеству.
Музыкой для ребенка являются различные звуки окружающего мира (ветер,
дождь), пение птиц, стук, а также звуки, издаваемые самим малышом: он
активно стучит различными предметами, ладошками. Детский ксилофон очень
поможет развить музыкальность ребенка. Помните, что звук имеет множество
характеристик. Он обладает высотой, плотностью, краской (тембром) и другими
свойствами, которые необходимо сообщать ребенку.
Возьмите себе за привычку называть свойства любого предмета попадающего
в поле зрения ребенка, а тем более находящегося в его руке. Hапример, о
погремушке можно сказать не только то, что: "Это погремушка!", но и то, что
она пластмассовая, круглая, издает высокий гремящий звук и т.д.
Объясняйте, для чего нужен тот или иной предмет, тем самым вы не только
пополните знания ребенка об окружающем мире, его словарный запас, а также
подготовите его к логическим умозаключениям: "Ворона, воробей, дятел,
синица, цапля - это (показывает на дрофу) тоже птица" (Даня, 1 год. 10
мес). Что касается геометрии, астрономии, ботаники, биологии, географии, то
в этих науках я посоветовала бы придерживаться методик Г.Домана или
С.Лупан. В изучении иностранных языков можно пользоваться системой
H.Зайцева (для детей старше 2-х лет). Одним из немаловажных факторов в
развитии речи ребенка являются игры, развивающие общую моторику (Лопухина
И. Логопедия. - С.-Пб., 1997) и мелкую моторику т.е. мелкие движения
пальцев рук. Существует огромное количество книг, содержащих всевозможные
"пальчиковые" игры со стихами и забавными упражнениями, например:
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - С.-Пб., 1997
Кольцова М., Рузына М. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг
- С.- Пб., 1998
Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. - М.: Карапуз, 1997.
Продолжение следует.
Статья из газеты "Наш аист" 4, 5 март 1999 года
Добавить комментарий