Loading

Как выглядят у малышей важные качества личности?

Раздел:

Когда я училась у Университете, один преподаватель, рассказывая нам о пути формирования мышления у человека, говорил: «при формировании мышление проходит несколько стадий (этапов) внешне не похожих на мышление, однако от их прохождения зависит качество будущей функции». То есть мышление взрослого человека только на своей высшей стадии принимает вид мыслей и мы думаем, «перебирая» мысли в голове, причем этот процесс происходит внутри и не видим стороннему наблюдателю. Тогда как на первой стадии, в возрасте до двух лет, мышление развернуто вовне и имеет форму действий, т.е. ребенок «думает руками», манипулируя предметами, сопоставляя их.

На самом деле, эта схема формирования универсальна и справедлива по отношению к формированию Личности и ее качествам. Важнейшие качества человека, которые находятся в стадии формирования, в детстве, принимают иногда причудливые формы.

Попробуем провести нить между разными (странными и непонятными, иногда не очень приятными) проявлениями детей и ОЧЕНЬ важными качествами Личности. Ребенок понимает мир и себя через реакции окружающих его взрослых. Так как любовь мамы и папы – это самое значимое для ребенка, он будет делать все, чтобы не потерять ее. Поэтому так важно понимание родителями этой ниточки…

Итак, вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок вырос самостоятельным, инициативным человеком? Тогда позвольте 10-ти месячному малышу высыпать все из ложки, пока он доносит ее до рта; годовалому – залезть в шкаф с кастрюлями; двухлетнему – «стирать», разливая все на пол. Все дело в том, что если не поддержать проявления самостоятельности ребенка в таком вот виде, хотя «он везде лезет» и «за ним не уследишь – обязательно что-нибудь натворит», он усвоит урок: «инициативу лучше не проявлять, а то хуже будет». Впоследствии это может стать жизненной позицией.

Или, скажем, «привычка» годовалого малыша рассыпать, разбрасывать все, что попадет под руку, особенно мелкие предметы. Вспомните, сто делает взрослый, когда хочет разобраться в ситуации – он раскладывает ситуацию «по полочкам», то етьс, рассыпает целое на части. Теперь вы понимаете, что рассыпающий все ребенок осваивает и тренирует важнейшую операцию мышления – анализ. Неудивительно, что через время ребенка будет «тянуть» все складывать. Это – освоение операции синтеза.

Или, например, такое свойство личности как принятие себя (самоуважение). Оказывается, это важнейшее, базовое, определяющее всю дальнейшую жизнь качество закладывается… при приучении ребенка к горшку! Именно тогда ребенок осознает свое тело как нечто, чем он может гордиться и способен контролировать или нечто, что содержит грязь, от чего может быть стыдно! Кстати, способность к спонтанности и творчеству также начинает свое формирование столь причудливым образом, так как поход на горшок в возрасте двух лет – это почти единственная возможность для ребенка дать что-то этому миру! Впоследствии, будучи взрослым, он сможет подарить миру стихи, одежду, прекрасные здания…у взрослых больше возможностей! А когда тебе два или три года, то можно нарисовать картину… на стене, например!
Трудно увидеть в ребенке, который истошно кричит «нет» на любое предложение, взрослого, который умеет сказать «нет» в критической ситуации, а связь между этими ситуациями прямая.

Трудно в трехлетнем малыше, который отчаянно протестует против манной каши, увидеть взрослого, имеющего собственное мнение. А качество ведь одно и то же!

Скажите, вам нравятся люди, которые любят свое дело, подходят к нему с любовью и энтузиазмом? Тогда отнеситесь с уважением к играющему малышу, ведь он делает важное дело! Я часто сталкиваюсь с отношением к детской игре как к чему-то неважному, в то же время обучение очень высоко ценится взрослыми! Однако ребенок, особенно до 5-ти лет, «играет» во всю свою будущую жизнь , в те отношения , которые впоследствии реализует и в те чувства, которые он сможет выразить. Чем больше у ребенка в детстве было возможностей играть, тем на более полноценную и разностороннюю жизнь будет он способен, став взрослым: для ребенка уметь играть - то же, что для взрослого – уметь жить.

«Неужели для того, чтобы воспитать великие качества в ребенке, нужно ВСЕ ему разрешать, пускать на самотек?» Нет, потому что взрослые – все равно главные, и они управляют процессом. Но каждый раз, когда Вам хочется пренебречь каким-либо делом ребенка только потому, что это в данный момент не очень удобно Вам; и каждый раз, когда Вам хочется запретить что-либо малышу только потому, что у Вас нет времени или Вы не в духе, остановитесь и задумайтесь – не является ли неуклюжее проявление малыша началом важного (великого) качества взрослого?

Дудченко Алина, детский психолог, руководитель клуба "Кенгуру"

Добавить комментарий

При перепечатке, или любом другом использовании материалов с сайта Кенгуру, ссылка на сайт Дети и Родители - kengyru.ru обязательна!

фiльтр повiтряний купить запчасть 4E0819439A Skoda Audi Volkswagen Seat
 
btc blender
 
mp3 downlods