Сообщение об ошибке

  • Warning: fread() [function.fread]: Length parameter must be greater than 0 в функции SLClient->ReadCacheFile() (строка 169 в файле /home/u6065/domains/kengyru.ru/setlinks_48f42/slclient.php).
  • Warning: Invalid argument supplied for foreach() в функции SLClient->ReadCacheFile() (строка 182 в файле /home/u6065/domains/kengyru.ru/setlinks_48f42/slclient.php).
  • Warning: fread() [function.fread]: Length parameter must be greater than 0 в функции SLClient->ReadCacheFile() (строка 169 в файле /home/u6065/domains/kengyru.ru/setlinks_48f42/slclient.php).
  • Warning: Invalid argument supplied for foreach() в функции SLClient->ReadCacheFile() (строка 182 в файле /home/u6065/domains/kengyru.ru/setlinks_48f42/slclient.php).
Loading

Програмирование детей родителями

Раздел:

Как правило, вся жизнь, которую не удалось прожить родителям, в силу сложившихся обстоятельств, передается по наследству детям, то есть последние вынуждены вступить на путь жизни, который должен компенсировать неисполненное в жизни родителей.

К. Юнг

Наше бессознательное — то есть та часть самости, которая исключена из организованного эго, которое мы отождествляем с нашим Я, — содержит и низшее и высшее, и худшее и лучшее. Мы должны подходить к бессознательному не как к богу, которому следует поклоняться, и не как к дракону, которого следует убить, но со смирением, с глубоким чувством юмора; видеть эту другую часть нас самих такой, как она есть, без ужаса, но и без благоговения.

Э Фромм

Прежде чем говорить о родительском программировании, уточним что понимается под такими определениями как «сознание», «бессознательное», «подсознание» и «сверхсознание».

Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они и воспринимаются мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором биоэлектрические реакции. Мы не осознаем многие свои реакции на разного рода внешние раздражители, не понимаем почему порой без причины гневаемся и раздражаемся, не можем объяснить появление новой интересной идеи, творческий всплеск и т.д.

Многие обозначают все, что не осознается термином "подсознание". Получается, что и многие высочайшие проявления человеческого духа тоже должны относиться к "подсознанию" и являться прямым следствием элементарных биологических побуждений. Поэтому более удачным термином для обозначения всего, что не осознается является "бессознательное". Теперь попробуем разобраться с тем, что же все такое сознание, подсознание и сверхсознание.

Сознание обычно определяют, как знание о мире, закрепленное в "нервных моделях мозга", которое: 1) может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение имеющихся у него потребностей; 2) может быть передано другим людям с помощью языка (со-знание — совместное знание); 3) является инструментом, осуществляющим процедуру свободного выбора (ибо не подсознание, не сверхсознание такой выбор осуществить не могут); 4) является инструментом осознания. Сознание является одним из позднейших психических образований, которое присуще только людям.

Вне сферы сознания находятся приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемое детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения. Наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и "социальной наследственности". Все это принято относить к подсознанию.

Проще говоря подсознание — это желания человека, инстинкты, потребности. Если признать теорию перерождения души, то можно говорить о том, что в подсознании содержится эволюционный опыт всех предыдущих воплощений человека. Специалисты отмечают, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции — от одноклеточного до человека. Весь опыт души, ее эволюции (начиная одноклеточным и заканчивая предыдущими воплощениями в человеческом облике) "лежит" у нас в подсознании и оказывает существенное влияние на нашу жизнь. Кроме того в подсознание "откладывается" и опыт этой жизни.

Еще одну группу неосознаваемых форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений. Проницательно уловив недопустимость объединения под термином "подсознание" всего, что не осознается — от деятельности внутренних органов до творческих озарений, — К.С. Станиславский обозначил высшие и наиболее сложные механизмы творчества термином "сверхсознание".

Разобравшись с тем, что такое сознание и бессознательное, перейдем непосредственно к комплексу проблем, которые обозначены термином «родительское программирование». Это следующие проблемы (использована работа А. Сафронова «Психология духовного развития»):

  1. Неотреагированные ситуации.
  2. Комплексы.
  3. Неврозы.
  4. Запреты.
  5. Установки, ярлыки.
  6. Побудительные программы.
  7. Жизненные сценарии (победитель и неудачник).

Первые три пункта обычно относят к подсознанию, а последние к сверхсознанию (к его проявлениям со знаком минус, если считать творческие озарения проявлениями со знаком плюс). Поговорим подробнее о каждой из этих "ненужных вещей" нашего бессознательного.

Неотреагированные ситуации.

Это вытесненная в подсознание память о травмировавших человека ситуациях, переживаниях, а также эмоциях, которые не были полностью отреагированы, из-за того, что были по каким-либо причинам сдержаны. К примеру, ребенку очень хочется исследовать глубокую лужу, а родители ему это запрещают, вот и остается у ребенка в подсознание память о неосуществленном желании. Или же подросток предлагает девочке, которая ему нравится встречаться с ним, а она ему отказывает, мотивируя это тем, что он слишком беден. Этот подросток обо всем этом забудет, но подсознание помнит обо всем и та боль, обида, с которой он воспринял отказ будут храниться в подсознании.

Комплексы.

Это заранее предопределенная форма эмоциональной реакции на какое-либо внешнее раздражение в виде человека, предмета или ситуации. Причина возникновения комплексов, как правило, связана с существованием неотреагированных ситуаций. Возьмем предыдущий пример с подростком. Если отказавшая ему девочка была в красном платье и это отложилось в подсознании, то в дальнейшем при виде девушек, женщин в красных платьях у этого человека неосознанно будет возникать неприязнь. Пример, несколько примитивный, но тем не менее хорошо иллюстрирующий механизм образования комплексов. То же, что в обиходе принято называть комплексами (когда, к примеру говорят о чрезвычайно стеснительном человеке, что он — закомплексованный) чаще всего ими не являются, а относится скорее к запретам, ярлыкам и побудительным программам, о чем мы еще будем говорить.

Неврозы.

Это постоянно присутствующая психологическая травма, связанная противоречиями между "хочу" и "надо". К примеру, ребёнок очень "хочет" погулять, а ему "надо" делать домашнее задание. Накапливание подобного рода противоречий и приводит к неврозам.

Запреты.

Подобные программы блокируют какой-либо вариант действий или чувств, не предлагая ничего в замен. Закладываются эти программы обычно в детском возрасте, когда родители запрещают что-либо своему ребенку: "Не бегай по лужам", "Не ешь грязными руками", "Не шуми" и т.п. Если такие требования повторяются достаточно часто и подкрепляются эмоциями со стороны родителей или наказаниями, они могут отложиться в психике ребенка. В дальнейшем эти программы могут или же смягчиться или же по прежнему безусловно выполняться даже уже взрослым человеком, и к примеру, не найдя, где помыть руки перед едой, человек, которому в детстве запрещали есть грязными руками будет испытывать чувство вины (отвращения, брезгливости и т.д.) от того, что ему все таки пришлось брать пищу грязными руками.

Вред этих программ в том, что они отнимают у человека его неотъемлемое право — свободу, препятствуют накоплению соответствующего опыта и порождают чувство вины и недовольство собой, которые преследуют человека до самой смерти.

Особенно опасно, когда родители в гневе говорят ребенку: "Ты никогда ничего не достигнешь", "Ты не сумеешь ничему научиться" и т.д. Такие слова могут серьезно искалечить жизнь ребенка.

Запретительные программы закладываются и государством. К примеру: "Пионер никогда не врет", "Советский человек никогда не сдается" и т.д.

Установки, ярлыки, штампы.

Очень часто родители с назиданием говорят своим детям фразы типа: "Хочешь жить — умей вертеться", "Главное — это деньги", "Человек — человеку враг" и т.п. Особенностью этих утверждений является то, что они во-первых необоснованны и во-вторых, категоричны и абсолютизированы (все, всегда, никто, никогда, только так и не иначе и т.п.). Эти утверждения и являются установками.

Весьма печально, что установки чаще всего внедряются в бессознательное детей с еще не способных противостоять этому внедрению.

Разновидностью подобного рода программ являются "ярлыки" и "штампы".

Когда учительница в школе кричит на ученика "Ты тупица" она вешает на этого ученика "ярлык", и потом ему будет уже довольно сложно снять этот "ярлык" с себя ("попробуй докажи потом, что ты не верблюд"). Но, если, к примеру, та же учительница говорит другому ученику, что он "надежда школы", то это тоже своеобразный "ярлык" ибо здесь как и в первом случае есть направленность на программирование ученика, которому в дальнейшем ничего не остается делать, как подтверждать то, что он "надежда школы". И в первом и во втором случае идет ограничение свободного развития ребенка.

Примеры штампов и ярлыков перекрывающих развитие человека: "Ты ничего не понимаешь", "Ты дурак", "Ты ничего не умеешь", "От тебя я не ожидаю ничего хорошего" и т.д. Примеры несколько другого рода: "Пионер — всем ребятам пример". "Советский человек — это звучит гордо".

Побудительные программы.

Эти программы в отличии от программ запрета содержат указание на совершение какого-либо действия, причем это указание обычно дается в довольно жесткой форме. Примеры: "Учись только на отлично", "Обязательно слушайся старших" и т.п. Казалось бы, что ничего особенно вредного в этих программах нет, но как и другие они лишают человека свободы, "автоматизируют" его, что, конечно, не может быть воспринято положительно.

Жизненные сценарии.

Если не вдаваться в подробности, то условно можно все жизненные сценарии разделить на сценарии победителя и неудачника.

Эти сценарии обычно закладываются нам родителями. В том случае, когда родители любят часто повторять выражения типа: "Я сделал все, что мог, но обстоятельства оказались сильнее", "Мне все время не везет", "Что поделаешь — жизнь такова", то можно сказать, что у ребенка будет формироваться сценарий неудачника. Все это описывается несколько условно, так как на самом деле на программирование ребенка влияет целый комплекс причин, не только слова родителей, но и их мысли, эмоции, поступки, соотношения между внутренним и внешним, единство между словом и делом и многое другое.

Ключевые фразы сценария победителя: "Было трудно, но я все же сделал это", "Все в порядке, препятствия нам нужны для того, что бы их преодолевать" и т.п.

Взрослому человеку важно осознать какой же сценарий был заложен ему и, в идеале, убрать из себя этот сценарий (даже если это сценарий победителя, он все равно ограничивает свободу) и дальше уже самому определять свой жизненный сценарий, быть хозяином своей судьбы.

Как же происходит программирование ребенка. Психологи выделяют следующие основные способы:

  1. Многократное повторение фразы, подкрепленное эмоциями.
  2. Через метод "кнута и пряника". Родители или воспитатели поощряют материально или эмоционально нужное для них поведение ребенка и наказывают за то, что он ведет себя не так, как им надо.
  3. Через подражание. Ребенок подражает родителям, и чем сильнее он любит родителей, тем сильнее ему будет закладываться стереотип поведения родителей.
  4. Отождествление. Психологи заметили, что существует один интересный защитный механизм психики. Его суть в том, что мы пытаемся отождествиться с источником страха. Вследствие действия этого механизма очень часто, у родителей, жестоко относящихся к детям, вырастают агрессивные и склонные к насилию дети, хотя казалось бы все должно бы быть наоборот.
  5. Отрицание. Особенно это проявляется у подростков, которые пытаются вырваться из-под навязываемых родителями программ, через их отрицание. Однако, когда отрицание становится самоцелью по сути оно тоже становится программой.

Добавить комментарий

При перепечатке, или любом другом использовании материалов с сайта Кенгуру, ссылка на сайт Дети и Родители - kengyru.ru обязательна!

комплект дротів купить запчасть 4E0971589F Skoda Audi Volkswagen Seat
 
http://myhitmp3.top/mp3/emoboys
 
bitcoin mixing